Полозов Дмитрий Яковлевич
Сражались в
небе самолёты,
На поле - танки и пехота.
На море - лодки, корабли,
А мы везли, везли, везли...
Полозов Дмитрий Яковлевич(25.05.1910-20.12.1949) Родился 25 мая 1910 года в с. Троицкое Прибайкальского
района Бурят-Монгольской автономной Союзной Социалистической Республики в
семье волостного писаря. После
окончания 4-х классов и
водительских курсов работал
в колхозе шофером на полуторке.
Службу
рядовой Дмитрий Полозов начал в августе 1941 года шофером в
42-м автополку 1 Белорусского фронта.42-й автополк Ставки Верховного Главнокомандования
предназначался по штату для обслуживания перевозок боеприпасов, иных предметов
снабжения, для обеспечения передислокации личного состава фронта и имел в своём
составе 127 грузовиков «Форд» и 476 автомашин «Студебеккер». В начале войны создавались автомобильные
бригады. Однако в ноябре 1941 года,
ввиду недостатка автомобилей и личного состава, бригады были упразднены
и были созданы автомобильные полки. Такие полки зарекомендовали себя как мощный
автомобильный резерв Ставки Верховного Главнокомандования и командующих фронтов
при обороне Москвы, а также на Воронежском и Сталинградском фронтах.Из служебной характеристики, написанной командиром
подразделения старшим лейтенантом войсковой части 70923: «красноармеец Дмитрий Полозов один
из высококвалифицированных
специалистов, не имеет ни одного
случая нарушения воинской
дисциплины. За время службы не имел ни
одной поломки и аварии, непрерывно повышал свой технический уровень».Неоднократно приходилось молодому бойцу
выполнять правительственные задания,
к которым он относился добросовестно
и с
честью их исполнял. В первые
месяцы войны в тяжелой обстановке маневренных оборонительных боев
автотранспортные части широко привлекались для обеспечения маневра войск. В
условиях тяжелой обстановки, сложившейся на железных дорогах в первый период
войны, особенно в ее начале, их перегрузки оперативными и эвакуационными
перевозками автотранспорт выполнял сложные задачи по обеспечению подвоза
материальных средств и эвакуации. Снабженческие перевозки автомобильным
транспортом росли с каждым месяцем. Большой объем составляли также
эвакуационные перевозки больных и раненых, поврежденной боевой техники,
вооружения, имущества и населения из прифронтовой зоны.Напряжение в работе автотранспорта
резко возросло с переходом фронтов в контрнаступление, а также в последующем
наступлении, которое завершилось выходом войск на Днепр. Противник при отходе
разрушал железные дороги. Войска армий в ходе наступления быстро отрывались от
станций снабжения и тут на выручку приходили
военные водители. Водитель Полозов Д.Я. подвозил грузы со станций снабжения к войсковым соединениям. Четкое и надежное
управление автомобилем обеспечивали быструю
доставку грузов к месту назначения и возвращения автотранспорта. Огромную работу
выполнили военные водители по подвозу материальных средств войскам в
наступательных операциях летне-осенней кампании 1944 г., и особенно при
подготовке и в ходе Белорусской наступательной операции. Благодаря высоким темпам
наступления, особенно в полосе 1-го Белорусского фронта, войскам удавалось
отрываться от баз снабжения на 400–500 км. Рейс от фронтовых баз до войск
занимал 4–5 суток. Восстановление железных дорог задерживалось, так как в
центре полосы наступления была окружена и уничтожалась минская группировка
противника. В этих условиях успех операции во многом зависел от четкой работы
автотранспорта. Среднесуточный пробег
автомашин достигал 300–350 км. Красноармеец Дмитрий Полозов показал
себя физически выносливым и дисциплинированным бойцом, чем заслужил авторитет среди личного состава
подразделения.За период операции автотранспорт
1-го Белорусского фронта подвез 560 тыс. т материальных средств, перевез 63,3 тыс.
человек. Всего в ходе Белорусской операции автотранспортом фронтов и армий
подвезено войскам более 1,2 млн. тонн боеприпасов, горючего, продовольствия и
других материальных средств и в этом есть большой вклад шофера
3 класса, военнослужащего Полозова Дмитрия ЯковлевичаГероическим примером исполнения
воинского долга водителей является Висло-Одерская наступательная операция,
которая готовилась в очень короткие сроки, в условиях, когда еще не были
полностью восстановлены железные дороги и мосты на Висле. Своевременная подготовка
операции в столь сложных условиях стала возможной благодаря тому, что к этому
времени фронты располагали довольно мощным автотранспортом. Подвоз
материальных средств войскам в Висло-Одерской операции осуществлялся в сложной
боевой обстановке. С 12
января по 3
февраля 1945
года в ходе Висло-Одерской операции от немецких войск была освобождена
территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, который
впоследствии использовался при наступлении на Берлин. Операция носила стремительный характер — на
протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до
30 км в день. За это время они преодолели семь укреплённых рубежей
противника и две крупные водные преграды. Войска ударных группировок фронтов, особенно
танковые армии, действовали в оперативной глубине, в условиях отсутствия
сплошного фронта. В тылу наших войск отходили разрозненные части противника.
Это требовало особо четкого управления автомобилем. Несмотря на все трудности, автотранспорт в
Висло-Одерской операции успешно справился со своими задачами. Красноармеец Дмитрий Полозов был награжден
медалью «За освобождение Варшавы».16 апреля 1945 г. войска 1-го, 2-го
Белорусских и 1-го Украинского фронтов начали Берлинскую операцию, победоносно
завершившую разгром немецко-фашистских вооруженных сил. Победа в Берлинской операции
была невозможна без своевременной доставки боеприпасов,
горючего, продовольствия непосредственно на поле боя. Доставляя грузы в сложной
боевой обстановке, днем и ночью, в распутицу и в тяжелых условиях снежных
заносов, военные водители проявляли массовый героизм и мужество. За героический
подвиг и самоотверженный труд Д.Я. Полозов получил медаль «За взятие Берлина».Патриотизм и трудолюбие
воина-автомобилиста проявлялось в
исключительно бережном и заботливом отношении к доверенной ему автомобильной
технике. Несмотря на тяжелые условия эксплуатации, он сохранил свои автомобиль
от начала и до конца войны. После
Победы не сразу возвратился домой Дмитрий Яковлевич, так как автотранспорт Ставки Верховного
Главнокомандования почти полностью переключился на обслуживание нужд народного
хозяйства. Только в 1946 году пришел с
фронта в родное село Троицкое
Дмитрий Яковлевич, с медалью на
гимнастерке «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945
гг.». Дома его ждала жена Анна Семеновна и сын
Виктор, который за время войны один из четверых детей уцелел, и помогал
всем, чем мог помочь подросток матери и
родному колхозу.>
Давно ушла с Земли война,
Навек остались павших имена!
Как сила фото велика!-
Она хранит нас на века!
Под "Гимн Победы" праздничные звуки
Пусть помнят долго наши внуки!
Полозова – Демина Татьяна 2015 г (по материалам интернет сайтов)