Московская битва

Полозов Дмитрий Яковлевич

Полозов Дмитрий Яковлевич
Дата рождения: 1910
Дата смерти: 1949

Сражались в небе самолёты, На поле - танки и пехота. На море - лодки, корабли, А мы везли, везли, везли...

Полозов  Дмитрий Яковлевич(25.05.1910-20.12.1949)         Родился 25 мая  1910 года в с. Троицкое Прибайкальского района  Бурят-Монгольской автономной  Союзной Социалистической Республики в семье  волостного писаря. После окончания  4-х классов и водительских  курсов  работал  в колхозе шофером на полуторке.

Службу рядовой Дмитрий Полозов  начал в  августе 1941 года  шофером в  42-м автополку  1 Белорусского фронта.42-й автополк Ставки Верховного Главнокомандования предназначался по штату для обслуживания перевозок боеприпасов, иных предметов снабжения, для обеспечения передислокации личного состава фронта и имел в своём составе 127 грузовиков «Форд» и 476 автомашин «Студебеккер».   В начале войны создавались автомобильные бригады. Однако в ноябре 1941 года,  ввиду недостатка автомобилей и личного состава, бригады были упразднены и были созданы автомобильные полки. Такие полки зарекомендовали себя как мощный автомобильный резерв Ставки Верховного Главнокомандования и командующих фронтов при обороне Москвы, а также на Воронежском и Сталинградском фронтах.Из служебной характеристики, написанной командиром подразделения  старшим лейтенантом  войсковой части  70923: «красноармеец  Дмитрий Полозов  один  из высококвалифицированных  специалистов, не имеет ни одного  случая нарушения  воинской дисциплины.  За время службы не имел ни одной поломки и аварии, непрерывно повышал свой технический  уровень».Неоднократно приходилось молодому бойцу выполнять  правительственные задания, к  которым он относился добросовестно и  с  честью их исполнял. В первые месяцы войны в тяжелой обстановке маневренных оборонительных боев автотранспортные части широко привлекались для обеспечения маневра войск. В условиях тяжелой обстановки, сложившейся на железных дорогах в первый период войны, особенно в ее начале, их перегрузки оперативными и эвакуационными перевозками автотранспорт выполнял сложные задачи по обеспечению подвоза материальных средств и эвакуации. Снабженческие перевозки автомобильным транспортом росли с каждым месяцем. Большой объем составляли также эвакуационные перевозки больных и раненых, поврежденной боевой техники, вооружения, имущества и населения из прифронтовой зоны.Напряжение в работе автотранспорта резко возросло с переходом фронтов в контрнаступление, а также в последующем наступлении, которое завершилось выходом войск на Днепр. Противник при отходе разрушал железные дороги. Войска армий в ходе наступления быстро отрывались от станций снабжения и тут на выручку приходили   военные водители. Водитель Полозов Д.Я.  подвозил грузы со станций снабжения  к войсковым соединениям. Четкое и надежное управление  автомобилем обеспечивали быструю доставку грузов к месту назначения и возвращения автотранспорта. Огромную работу выполнили военные водители по подвозу материальных средств войскам в наступательных операциях летне-осенней кампании 1944 г., и особенно при подготовке и в ходе Белорусской наступательной операции. Благодаря высоким темпам наступления, особенно в полосе 1-го Белорусского фронта, войскам удавалось отрываться от баз снабжения на 400–500 км. Рейс от фронтовых баз до войск занимал 4–5 суток. Восстановление железных дорог задерживалось, так как в центре полосы наступления была окружена и уничтожалась минская группировка противника. В этих условиях успех операции во многом зависел от четкой работы автотранспорта.   Среднесуточный пробег автомашин достигал 300–350 км.  Красноармеец Дмитрий Полозов показал себя физически выносливым и дисциплинированным бойцом, чем заслужил  авторитет среди личного состава подразделения.За период операции автотранспорт 1-го Белорусского фронта подвез 560 тыс. т материальных средств, перевез 63,3 тыс. человек. Всего в ходе Белорусской операции автотранспортом фронтов и армий подвезено войскам более 1,2 млн. тонн боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств и в этом есть большой вклад шофера 3 класса, военнослужащего Полозова Дмитрия ЯковлевичаГероическим примером исполнения воинского долга водителей является Висло-Одерская наступательная операция, которая готовилась в очень короткие сроки, в условиях, когда еще не были полностью восстановлены железные дороги и мосты на Висле. Своевременная подготовка операции в столь сложных условиях стала возможной благодаря тому, что к этому времени фронты располагали довольно мощным автотранспортом. Подвоз материальных средств войскам в Висло-Одерской операции осуществлялся в сложной боевой обстановке. С 12 января по 3 февраля 1945  года в ходе Висло-Одерской операции от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, который  впоследствии использовался при наступлении на Берлин. Операция носила стремительный характер — на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день. За это время они преодолели семь укреплённых рубежей противника и две крупные водные преграды. Войска ударных группировок фронтов, особенно танковые армии, действовали в оперативной глубине, в условиях отсутствия сплошного фронта. В тылу наших войск отходили разрозненные части противника. Это требовало особо четкого управления автомобилем.  Несмотря на все трудности, автотранспорт в Висло-Одерской операции успешно справился со своими задачами.  Красноармеец Дмитрий Полозов был награжден медалью «За освобождение Варшавы».16 апреля 1945 г. войска 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов начали Берлинскую операцию, победоносно завершившую разгром немецко-фашистских вооруженных сил. Победа в Берлинской операции была  невозможна  без своевременной доставки боеприпасов, горючего, продовольствия непосредственно на поле боя. Доставляя грузы в сложной боевой обстановке, днем и ночью, в распутицу и в тяжелых условиях снежных заносов, военные водители проявляли массовый героизм и мужество. За героический подвиг и самоотверженный труд   Д.Я. Полозов  получил медаль «За взятие Берлина».Патриотизм и трудолюбие воина-автомобилиста проявлялось    в исключительно бережном и заботливом отношении к доверенной ему автомобильной технике. Несмотря на тяжелые условия эксплуатации, он сохранил свои автомобиль от начала и до конца войны.           После Победы не сразу возвратился домой Дмитрий Яковлевич, так как  автотранспорт Ставки Верховного Главнокомандования почти полностью переключился на обслуживание нужд народного хозяйства. Только в 1946 году пришел с  фронта  в родное село Троицкое Дмитрий Яковлевич,  с медалью на гимнастерке «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».   Дома его ждала жена Анна Семеновна и сын Виктор, который за время войны один из четверых детей уцелел,  и помогал  всем, чем мог помочь подросток матери и  родному колхозу.>

Давно ушла с Земли война, Навек остались павших имена! Как сила фото велика!- Она хранит нас на века! Под "Гимн Победы" праздничные звуки Пусть помнят долго наши внуки! Полозова – Демина Татьяна 2015 г (по материалам интернет сайтов) 

Фото