Мой дедушка Труженик тыла
Родился в городе Ленинград, затем семьей переехали в Москву. В 1941 году, когда началась массовая эвакуация жителей и производств, всей семьей переезжают в г. Ульяновск. Туда же в октябре 41-го года эвакуируют Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗИС). Дедушка 15-летним подростком идет работать на завод. Через месяц, 30 ноября, поступает указание Комитета государственной обороны: рабочих литейных цехов, цеха "мотор" и других, связанных с производством двигателей, срочно перебазировать из Ульяновска на Урал, в городок Миасс. Командированные туда рабочие с семьями вновь погрузились в теплушки, в том числе и мой дедушка со своей семьей (родители и 2 брата), чтобы продолжать работать на заводе и помогать нашим бойцам на фронтах приближать этот день. День ПОБЕДЫ.
На заводе дедушка потерял большой палец на левой руке и получил сильнейший ожог ноги (врачам еле удалось спасти ногу, в итоге - год в больнице).
Дедушка мой с родителями и братом так и остался жить в Миассе. Третий брат вернулся после войны в Москву.
Немного из истории завода:
В Миассе еще в 1939 году начали строительство военного завода №316. Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с «колес», под открытым небом шел монтаж оборудования и к середине лета уже были подготовлены строительная площадка и рабочий поселок. Трудности со снабжением вынуждали строить многие цеха этого завода из дерева. Моторное производство как раз планировалось организовать на этой строительной площадке, к которой еще до начала войны успели проложить железнодорожную ветку.
Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а в апреле собрана первая промышленная партия. Изначально предполагалось, что завод будет заниматься производством двигателей, коробок передач и задних мостов для Москвы и Ульяновска, поставлять литье на Шадринский филиал «ЗИСа». Но страна остро нуждалась в автомобилях, и Государственный комитет обороны 14 февраля 1943 года принимает новое решение — целиком перевести из Ульяновска в Миасс производство грузовых автомобилей. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей. Первая трехтонка ЗИС-5В сошла с конвейера уже 8 июля 1944 года, 20 июля на фронт отправили партию машин. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок. В течение года со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей.
Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.