Кокорина Нина Михайловна
Нина Михайловна Кокорина родилась в июле 1923 года в селе Байкалово Краснополянского района Свердловская области. В 1942 году она училась в 10 классе города Тобольска. Мальчики были призваны в военные училища, и девочек в классе осталось 14 человек. Закончив курсы медсестер, девушки пошли в военкомат с просьбой направить их на фронт. Нина окончила курсы медицинских сестер, но в армию её не брали, и тогда, в тайне от родителей, она написала письмо в Наркомат обороны, прося отправить её на фронт. Ответ из Москвы был лаконичным: «Отправить при первой возможности». В это время в Омске формировалась 308-стрелковая сибирская дивизия и девушки–тоболячки были направлены туда санитарками. В начале сентября 1942 г. дивизию направили на фронт. Сосредоточились в 60 км. от Сталинграда, в районе станции Котлубань. Здесь бойцы получили первое боевое крещение. Дивизии пришлось сдерживать натиск немецких частей, рвущихся к Сталинграду. С первых чисел октября дивизия сражается в самом Сталинграде. Полк, в котором служила Нина Кокорина занял район обороны между заводом «Баррикады» и трактовым заводом.
Навсегда остался в памяти и первый бой за Волжскую твердыню. «Налетели самолеты, - вспоминала Нина Михайловна. -. Мне кричат, чтоб я замаскировала свой красный крест на санитарной сумке. Нет, этого я не сделаю. Могу перевернуть сумку обратной стороной, но замазывать красный крест на белом грязью, нет! …Разрыв, крик. Бегу туда. Ранен боец. Слепое ранение в живот… Живот сразу как–то вздулся. Самой большой повязкой придерживаю. Голова кружится, тошнит. Не успела, окончить перевязку, боец умер. Прямое попадание в минометный расчет. Два убиты, один тяжело ранен. Перевязываю. Совсем мальчишка. Беззвучно плачет: «Сестричка, дорогая, ведь я умру?» Успокаиваю его, через силу улыбаюсь…умер. Отовсюду крики: «Сестра, пригнись!» Но в то же время сразу десятки голосов: «Сестра, помоги!» Каждая минута дорога. О том, что меня могут убить, просто некогда подумать. Снова немецкие самолеты. Прыгнула в окоп. Присела и почувствовала страшную усталость. Мелькнула мысль: а что, если вот так закрыть глаза, посидеть немного – ведь никто не видит. Но – нет, нет! Этого я не сделаю. Вот так лежит где-нибудь раненный мой брат и ждет, когда его перевяжут. И, если там, такая же сестра, как я, не выдержала, решила отдохнуть. Нет, нет, это только минутная слабость. Бойцы вновь поднимаются в атаку. И опять крики: «Сестра, осторожнее! Сестра, перебежками!» Но я махнула рукой – минуты дороги».
Сибиряки оказались на направлении главного удара немцев. Против них дрались 3 пехотных дивизии противника и несколько танковых частей. Десятки самолетов каждый день по 8-12 часов подряд бомбили и обстреливали боевые порядки дивизии. 14-18 октября - дни решающих боев за «Баррикады». Немцы начали решительный штурм завода. 80 часов подряд обороняющую дивизию бомбили минометы, артиллерия. Только 16 октября сибиряки отбили 15 атак противника. За личный героизм и мужество, проявленное при спасении раненных в боях под Сталинградом, Нина Кокорина была награждена орденом Красной Звезды. Ей тогда было 19 лет. Второе тяжелое ранение она получила под Орлом, а закончила войну в Берлине
Тоболяки и сегодня помнят своих героев, кто жизни и сил не жалел, приближая День Победы. Низко склоняем головы перед ними.