место смерти: посёлок Салтыковка Московская область
Боевой путь ветерана
Моему прадеду Стеклову Борису Григорьевичу, на момент начала Великой Отечественной войны было всего 16 лет.
В армию он был призван из Московской области Балашихинским районным военкоматом 16.02.1943.
Сначала его направили на курсы, после окончания которых в июле 1943 года он был отправлен на Карельский фронт в Заполярье. Он был зачислен в состав 31-й отдельной лыжной бригады .
Из наградных документов мы выяснили, что Борис Стеклов был радистом.
Бригада, в которую он попал, была сформирована в составе Карельского фронта 25 сентября 1942 года на базе 5-й лыжной бригады Карельского фронта и 6-й лыжной бригады Карельского фронта. Держала оборону в Мурманской области до 1944 года, на левом фланге 14-й армии на левом берегу реки Западная Лица, в районе Песочного озера.
В Карелии не было сплошной линии фронта - она проходила по укрепленным сопкам. «Белыми скалами линия фронта легла», - говорилось в одной из песен солдат Карельского фронта. Советские лыжники постоянно пользовались этим и незаметно проникали между сопками далеко во вражеский тыл.
31-я бригада была экспериментальным соединением, ее первоначальное название - 31-я олене-лыжная бригада. Ее организация отражала большую приспособленность к Заполярью, следовательно, новые качества легкого соединения - высокую оперативность, быстроту перемещения, достаточную огневую мощь и большую автономность действия. В самом названии бригады отражались эти качества. Ей удавалось в темное время незаметно просачиваться в промежутках между ротными и батальонными узлами обороны и эффективно действовать в тылу врага.
Бригада целиком или частью, как правило, тихо, незаметно, появлялась в тылу противника. Дерзкий, внезапный налет на тыловые объекты, склады, огневые позиции и командные пункты...
Борис Стеклов отличился в ходе Петсамо-Киркенесской операции, которая проводилась с 7 по 29 октября 1944 года. Это был так называемый «десятый сталинский удар» из каскада наступательных операций, осуществленных нашими войсками в 1944 году.
Мой прадед принимал участие в многокилометровых рейдах в Норвегию.
Во время 100 км марша в тылу противника, который проходил в сильно пересечённой местности с форсированием рек, радист Стеклов сумел сохранить рацию. В одном из боёв его батальон должен был овладеть развилкой дорог. Мой прадед под пулемётным огнём противника наладил связь. Скинутый с дороги противник старался вернуть потерянный рубеж непрерывными атаками. Радист Стеклов отбивался от гитлеровцев и одновременно поддерживал связь. В наградном листе говорится, что Борис Стеклов сумел уничтожить 5 гитлеровцев. Он был награжден медалью «За отвагу».
31 лыжная бригада 15 ноября 1944 года была переформирована в 31 горнострелковую бригаду.
В феврале подразделения бригады выехали на юг, прошли через Закарпатье и вступили в Польшу.
В ходе Моравско-Остравской наступательной операции Борис Стеклов получил осколочное ранение в ногу.
Во время наступления у населённого пункта Сверкляны Борис вместе с группой разведчиков передавал по рации точную информацию о расположении и силах противника. Эти сведения помогли командованию принять правильно решение и без потерь захватить населённый пункт. Во время выполнения задания Стеклов был ранен, но, не смотря на боль и уходящие силы, не переставал передавать необходимую для ведения боя информацию. За этот подвиг был удостоен ордена Красной Звезды.
Он мог бы погибнуть под обстрелом, так как был обездвижен, но его спас однополчанин Виктор Татарский, который помог ему выбраться из-под обстрела и укрыться в воронке от разорвавшегося снаряда. Виктор Татарский тоже был ранен. Дальше они добрались до полевого госпиталя, в котором прадедушка пробыл ещё несколько дней. Из-за недостатка антибиотиков и антисанитарии у него началась гангрена ноги. В последствии после отправки в тыловой госпиталь её пришлось ампутировать.
Победу мой прадед, Борис Григорьевич, встретил находясь на лечении в тыловом госпитале.
В августе 1961 года он женился на Зои Андреевне, после чего 26 мая 1962 года родилась дочь Ольга. В браке они прожили 45 лет.
После войны моему деду была дана не рабочая группа по инвалидности. Он был график-чертёжником и работал на дому для организаций, которые заказывали у него чертежи. Борис Григорьевич работал до 50 лет.
Мой дед умер на 81 году жизни, и был захоронен в посёлке Салтыковка, Московская область, на Салтыковском Муниципальном Еврейском кладбище.