

Павлов Дорджи Антонович родился 12 марта 1912 г. в селе. Он прожил восемьдесят четыре года и, хотя лучшие годы (с 29 до 45 лет) были вырваны из его творческой биографии войной и депортацией, остальные сорок пять лет трудовой деятельности неразрывно связаны с наукой, просвещением, высшим образованием и культурой калмыцкого народа. Он был не только ученым, но и признанным видным общественным
деятелем Калмыкии. После окончания Саратовского пединститута работал учителем
школы для взрослых. Он участвовал в кампаниях по ликвидации
безграмотности населения («ликбез», культштурм»), в реализации
программы всеобщего обучения детей Д.А. Павлов – представитель
выдающегося поколения калмыцкой интеллигенции, которое заложило
основы современной калмыцкой культуры, системы обучения на всех
уровнях народного образования: начального, среднего и высшего. Первые печатные работы ученого были опубликованы в Саратове,
ещё во время учебы в аспирантуре Института востоковедения
Академии Наук СССР. Он пишет и издает пятнадцать учебных и
методических пособий для учащихся начальных и старших классов,
учителей калмыцкого языка, но ему мешает война, в июле 1941года его призывают на военную службу и направляют в звании капитана в 7-ю армию, дислоцировавшуюся в Монголии. В феврале
1944 года он демобилизован как враг народа и выслан г. Бийск Алтайского края, по месту жительства семьи. В годы ссылки, Дорджи Антонович занимается любимым делом, работает преподавателем русского языка, инженером производственного и начальником планового отделов ремесленного училища № 2 г. Бийска Алтайского края (ныне Техническое
училище № 3). Его ум и опыт высоко оценил директор Ермилов
П.И., не побоявшись НКВД, назначает своим заместителем. Нечаева предупреждали в комендатуре, что враг народа может навредить,
ведь в это время готовили специалистов и оборудование для заводов, эвакуированных из Ленинграда. В годы депортации калмыцкого народа. По возвращению на Родину Павлов Д.А. активно занимается
восстановлением народного образования и сталкивается с тем, что
поколение детей, рожденное и выросшее в ссылке, совсем не знает родного языка, не говоря уже о традициях и обычаях. И Дорджи Антонович со своими учениками выезжает в
фольклорно-диалектологические экспедиции по республике, по крупицам собирает драгоценный материал: лексику, диалектику,
традиции и обряды нашего народа. С 1958 года Д.А. Павлов работает инспектором-методистом и
директором Калмыцкого института усовершенствования учителей, а с
февраля 1960 г. по декабрь 1963 г. – заведующим сектором,
заместителем директора, старшим научным сотрудником Калмыцкого
научно-исследовательского института языка, литературы и истории (КНИИЯЛИ). Одновременно он ведет научные исследования в области калмыковедения и в 1963 году защищает кандидатскую диссертацию
по вопросам фонетики калмыцкого языка. Перед Калмыкией стояла
задача восстановления системы образования, и вплоть до 1994
года Павловым систематически переиздавались старые и публиковались новые учебники, учебно-методические пособия,
программы, грамматические таблицы по калмыцкому языку для
средних школ. В январе 1964 года Д.А. Павлов назначается заместителем
Председателя Совета Министров Калмыцкой АССР и курирует вопросы
образования, культуры, науки и социальной сферы. В декабре 1967
года он возвращается в КНИИЯЛИ старшим научным сотрудником. В
течение 1968–70 гг. ученый завершает докторскую диссертацию «Исследования по калмыцкому языку и письменности» и успешно ее
защищает. С октября 1970 г. до июня 1995 г. Д.А. Павлов работает заведующим кафедрой калмыцкого языка и литературы,
профессором Калмыцкого госуниверситета. Научные достижения профессора Дорджи Антоновича
Павлова охватывают разные области калмыковедения (фонетика, лексикология, грамматика, диалектология, история калмыцкой
письменности, общетеоретические вопросы) и связаны с исследованием следующих проблем: 1. Фонетические особенности калмыцкого языка, редуцированные
гласные, монофтонизация дифтонгов, состав и классификация фонем; 2. Пути обогащения лексики калмыцкого языка за счет
внутренних ресурсов и за счет заимствования из русского языка; фонетическое освоение и грамматическое оформление заимствованных
слов, калмыцкие этнонимы; 3. Состав слова, система склонения имен существительных, система спряжения глаголов; 4. Диалектная база современного калмыцкого литературного языка,
фонетическая система и морфологическая структура языка
киргизских калмыков; 5. Происхождение тодо бичиг, фонетическая система тодо бичиг,
история калмыцкой письменности, Зая-Пандита – создатель старокалмыцкой письменности и калмыцкого литературного языка, «Джангар» и развитие калмыцкого литературного языка. Д.А. Павлов разрабатывал также и общетеоретические вопросы
калмыцкого языкознания: периодизация истории языка и история
народа, образование калмыцкого национального литературного языка, взаимодействие калмыцкого и русского языков, калмыцко-русское двуязычие, сравнительное исследование монгольских языков. Неоценимой заслугой Дорджи Антоновича Павлова-лексикографа,
стало составление «Орфографического словаря калмыцкого литературного языка», участие в создании терминологического, двуязычных словарей. Им написаны персоналии, посвященные В.Л.
Котвичу, Б.Я. Владимирцову, Б.Б. Бадмаеву, Г.Д. Санжееву, Б.Д.
Муниеву. Статьи ученого, посвященные разным проблемам калмыцкого языкознания имеют непреходящее значение и изданы отдельным сборником «Вопросы истории и строя калмыцкого литературного языка». В Калмыцком университете профессор Д.А. Павлов проработал 25
лет и многое сделал для развития родного факультета, ныне ставшего институтом. Он разработал первый университетский учебный план по направлению «калмыцкая филология», определил объемы и
содержание конкретных курсов, составил специализированные программы дисциплин и практик. При нем было введено
преподавание старокалмыцкой письменности; его перу принадлежит учебник «Тодо бичиг» (Ясное письмо), он же стал первым преподавателем этой дисциплины. Роль выдающегося ученого в подготовке научно-педагогических кадров для университета весьма значима. Крупный ученый-лингвист и педагог Дорджи Антонович Павлов внес неоценимый вклад в развитие калмыцкого языкознания, в становление и развитие просвещения и высшего образования Калмыкии.