Павлов Дорджи Антонович
Павлов Дорджи Антонович
Дата рождения: 10 марта 1912
Место рождения: Бюдермис-Кебютовский аймак, Большедербетовский улус, Ставропольская губерния (ныне Амур-Санан, Городовиковский район, Калмыкия)
Дата смерти: 1997
место смерти: Элиста, Республика Калмыкия
Боевой путь ветерана

Павлов Дорджи Антонович родился 12  марта 1912 г. в  селе. Он  прожил восемьдесят четыре года и, хотя лучшие годы (с 29 до 45 лет) были вырваны из его творческой биографии войной и депортацией, остальные сорок пять лет трудовой деятельности неразрывно связаны с наукой, просвещением, высшим образованием и культурой калмыцкого народа. Он был не только ученым, но и признанным видным общественным деятелем Калмыкии. После окончания Саратовского пединститута работал учителем школы для взрослых. Он участвовал в кампаниях по ликвидации безграмотности населения («ликбез», культштурм»), в реализации программы всеобщего обучения детей Д.А. Павлов – представитель выдающегося поколения калмыцкой интеллигенции, которое заложило основы современной калмыцкой культуры, системы обучения на всех уровнях народного образования: начального, среднего и высшего. Первые печатные работы ученого были опубликованы в Саратове, ещё во время учебы в аспирантуре Института востоковедения Академии Наук СССР. Он пишет и издает пятнадцать учебных и методических пособий для учащихся начальных и старших классов, учителей калмыцкого языка, но ему мешает война, в июле 1941года его призывают на военную службу и направляют в звании капитана в 7-ю армию, дислоцировавшуюся в Монголии. В феврале 1944 года он демобилизован как враг народа и выслан г. Бийск Алтайского края, по месту жительства семьи. В годы ссылки, Дорджи Антонович занимается любимым делом, работает преподавателем русского языка, инженером производственного и начальником планового отделов ремесленного училища № 2 г. Бийска Алтайского края (ныне Техническое училище № 3). Его ум и опыт высоко оценил директор Ермилов П.И., не побоявшись НКВД, назначает своим заместителем. Нечаева предупреждали в комендатуре, что враг народа может навредить, ведь в это время готовили специалистов и оборудование для заводов, эвакуированных из Ленинграда. В годы депортации калмыцкого народа. По возвращению на Родину Павлов Д.А. активно занимается восстановлением народного образования и сталкивается с тем, что поколение детей, рожденное и выросшее в ссылке, совсем не знает родного языка, не говоря уже о традициях и обычаях. И Дорджи Антонович со своими учениками выезжает в фольклорно-диалектологические экспедиции по республике, по крупицам собирает драгоценный материал: лексику, диалектику, традиции и обряды нашего народа. С 1958 года Д.А. Павлов работает инспектором-методистом и директором Калмыцкого института усовершенствования учителей, а с февраля 1960 г. по декабрь 1963 г. – заведующим сектором, заместителем директора, старшим научным сотрудником Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории (КНИИЯЛИ). Одновременно он ведет научные исследования в области калмыковедения и в 1963 году защищает кандидатскую диссертацию по вопросам фонетики калмыцкого языка. Перед Калмыкией стояла задача восстановления системы образования, и вплоть до 1994 года Павловым систематически переиздавались старые и публиковались новые учебники, учебно-методические пособия, программы, грамматические таблицы по калмыцкому языку для средних школ.  В январе 1964 года Д.А. Павлов назначается заместителем Председателя Совета Министров Калмыцкой АССР и курирует вопросы образования, культуры, науки и социальной сферы. В декабре 1967 года он возвращается в КНИИЯЛИ старшим научным сотрудником. В течение 1968–70 гг. ученый завершает докторскую диссертацию «Исследования по калмыцкому языку и письменности» и успешно ее защищает. С октября 1970 г. до июня 1995 г. Д.А. Павлов работает заведующим кафедрой калмыцкого языка и литературы, профессором Калмыцкого госуниверситета. Научные достижения профессора Дорджи Антоновича Павлова охватывают разные области калмыковедения (фонетика, лексикология, грамматика, диалектология, история калмыцкой письменности, общетеоретические вопросы) и связаны с исследованием следующих проблем: 1. Фонетические особенности калмыцкого языка, редуцированные гласные, монофтонизация дифтонгов, состав и классификация фонем; 2. Пути обогащения лексики калмыцкого языка за счет внутренних ресурсов и за счет заимствования из русского языка; фонетическое освоение и грамматическое оформление заимствованных слов, калмыцкие этнонимы; 3. Состав слова, система склонения имен существительных, система спряжения глаголов; 4. Диалектная база современного калмыцкого литературного языка, фонетическая система и морфологическая структура языка киргизских калмыков; 5. Происхождение тодо бичиг, фонетическая система тодо бичиг, история калмыцкой письменности, Зая-Пандита – создатель старокалмыцкой письменности и калмыцкого литературного языка, «Джангар» и развитие калмыцкого литературного языка. Д.А. Павлов разрабатывал также и общетеоретические вопросы калмыцкого языкознания: периодизация истории языка и история народа, образование калмыцкого национального литературного языка, взаимодействие калмыцкого и русского языков, калмыцко-русское двуязычие, сравнительное исследование монгольских языков. Неоценимой заслугой Дорджи Антоновича Павлова-лексикографа, стало составление «Орфографического словаря калмыцкого литературного языка», участие в создании терминологического, двуязычных словарей. Им написаны персоналии, посвященные В.Л. Котвичу, Б.Я. Владимирцову, Б.Б. Бадмаеву, Г.Д. Санжееву, Б.Д. Муниеву. Статьи ученого, посвященные разным проблемам калмыцкого языкознания имеют непреходящее значение и изданы отдельным сборником «Вопросы истории и строя калмыцкого литературного языка». В Калмыцком университете профессор Д.А. Павлов проработал 25 лет и многое сделал для развития родного факультета, ныне ставшего институтом. Он разработал первый университетский учебный план по направлению «калмыцкая филология», определил объемы и содержание конкретных курсов, составил специализированные программы дисциплин и практик. При нем было введено преподавание старокалмыцкой письменности; его перу принадлежит учебник «Тодо бичиг» (Ясное письмо), он же стал первым преподавателем этой дисциплины. Роль выдающегося ученого в подготовке научно-педагогических кадров для университета весьма значима. Крупный ученый-лингвист и педагог Дорджи Антонович Павлов внес неоценимый вклад в развитие калмыцкого  языкознания, в становление и развитие просвещения и высшего образования Калмыкии.

Награды Фото
Последние добавленные ветераны Бессмертный полк России
Актуальные новости Движения Бессмертный полк России
Сахалинская область Однополчане высадили деревья в память о героях Великой Отечественной войны на Сахалине
Севастополь Мы всегда сердцем и душой вместе с ребятами
Основные правила прохода на концерт-реквием «Мы этой памяти верны»
Бессмертный полк России представил участников концерта-реквиема ко Дню памяти и скорби
С праздником, однополчане! С Днем России!