Ляшенко Николай Иванович
Родился он 22 мая в 1912 году в станице Ильмень Сталинградской области в многодетной семье зажиточных крестьян. В период «раскулачивания» родители отправили юного Николая в Баку, чтобы его, как всю семью, не депортировали в Казахстан. В Азербайджане он успешно отучился на шофера при автозаводе, что в дальнейшей его жизни сыграло решающую роль. После учебы отца распределили в Пятигорское АТП, где он проработал шофером автобуса до призыва в армию. После службы в рядах Советской армии, где он получил звание старшего сержанта, был направлен в г. Ставрополь механиком в автоколонну. В 1936 году здесь познакомился с моей мамой – Елизаветой Андреевной – швеёй на обувной фабрике, в 1937 году они поженились, и уже в 1939 году родился мой старший брат – Валера, в 1941 году ждали второго сына и мечтали жить в мире и согласии, работать, построить дом, родить еще детей. Но страшное известие о начале войны нарушило все планы. С июня 1941 год по июль 1942 года моему отцу пришлось заниматься мобилизацией автомобильного транспорта для военных нужд, проверкой их технического состояния и передачей его в Вооруженные Силы. Когда вражеские войска стали подходить к Ставрополю, он был призван на фронт Чалтырским Р.В.К. Ростовской области шофером 38-й инженерно-саперной Пинской бригады. По его воспоминаниям работа на грузовой машине в военное время очень тяжелая, возить ему приходилось всякие грузы, в том числе боеприпасы на передовую, а оттуда – раненых. Шофер на фронте не только сидел за баранкой, но и участвовал в погрузке и разгрузке привезенного груза. Все это делать приходилось под огнем противника, ведь фашистская артиллерия и авиация на фронте старалась уничтожить каждую машину советских войск. 5 июля 1943 года началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны — сражение на Курской дуге. 23 июля советское командование перешло от обороны к полномасштабному наступлению на широком участке фронта. Сопротивление немцев, измотанных многодневными штурмовыми боями, ослабло, противник начал отступать. Отец, который участвовал в этой битве, узнал об этом в госпитале, куда в бессознательном состоянии попал после получения осколочного ранения в руку и ногу. После госпиталя отец продолжил воевать в 38-й инженерной Пинской бригаде. Участвовал в освобождении Риги, Праги, Варшавы, в Берлинской операции. В наступательной операции под Ригой, работая на автомашине, отец производил доставку продуктов передовым подразделениям батальона и материалов для восстановления разрушенных участков дорог и мостов. Несмотря на грозящую опасность от минометного огня противника в ночь на 12 октября 1944 г. произвел доставку необходимых материалов для восстанавливаемого моста на маршруте Ропажи-Рига, что способствовало продвижению пехоты, артиллерии и танков для освобождения Риги. Благодаря героическим действиям советских солдат, в том числе моего отца, к утру 13 октября была освобождена правобережная часть Риги, а 15 октября – весь город. За участие в этой операции отец был удостоен медали «За боевые заслуги». В мае 1945 г. во время Берлинской операции, при форсировании канала Гогенцоллерн и реки Хавель, несмотря на сильный пулеметный огонь противника, отец выводил свою машину непосредственно к переправе, чем обеспечил быструю постройку понтонного моста, за что получил правительственную награду орден «Отечественной войны II степени». С войны отец вернулся только в сентябре 1946 года к любимой жене и двум сыновьям на Ставрополье. В 1947 году семья приняла решение переехать к бабушке в Казахстан, чтобы как-то поддержать, помочь, ведь с войны не вернулось трое ее сыновей. Немного пожив, поняли, что не подходит климат и вернулись в г. Ставрополь, где родился сын Павел. Потом переехали в село Изобильное (ныне город), где в 1949 году уже родилась я. Отец после войны до самой пенсии проработал шофером, механиком, завгаром, неоднократно за добросовестный труд был удостоен грамот и благодарностей, был кавалером бронзовой медали ВДНХ "За успехи в народном хозяйстве СССР".
Оборонительная операция войск Юго-Западного и Южного фронтов в большой излучине Дона и в Донбассе
Курская стратегическая оборонительная операция
Фронтовая оборонительная операция на орловско-курском направлении
Фронтовая оборонительная операция на белгородско-курском направлении
Форсирование Вислы, захват плацдарма в районе Сандомира, выход войск левого крыла 1-го Украинского фронта и войск 4-го Украинского фронта к Карпатам, овладение Дрогобычским промышленным районом
Будапештская стратегическая наступательная операция