80-летию Сталинградской битвы

Красиков Николай Александрович

Красиков Николай Александрович
Дата рождения: 16 октября 1919
Дата смерти: 12 сентября 1986
Место смерти: Поселок Вожега Вологодской области

Красиков Николай Александрович, ГВАРДИИ СТАРШИНА ВТОРОЙ СТАТЬИ прошёл всю войну на Гвардейском Крейсере " КРАСНЫЙ КАВКАЗ" (служил машинистом в машинном отделении). 22 апреля 1939 года Вожегодским Районным Военкоматом Вологодской области был призван на действительную службу на ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ.15 декабря 1939 года - зачислен в список личного состава Гвардейского Крейсера "Красный Кавказ". На нём и "встретил" начало войны, прошёл (правильнее сказать проплавал) всю войну и только 8 декабря 1946 был демобилизован. Почти восемь долгих лет родные не видели сына, переживая, с нетерпением ждали его возвращения. Он участвовал во многих операциях. Он освобождал КЕРЧЬ, СЕВАСТОПОЛЬ, НОВОРОССИЙСК, ФЕОДОСИЮ, ОДЕССУ, участвовал в морских боях за оборону КАВКАЗА. В одной из таких операций был ранен и контужен, он заново учился ходить и говорить. А после госпиталь, снова на корабль и снова в бой! ( Но пуля,застрявшая в плечевой кости левой руки, беспокоила долгие годы.Только за 4 года до смерти, а умер он в сентябре 1986 года. хирург извлёк эту вражескую пулю).Не любил он рассказывать родственникам о тех страшных днях войны, но его часто приглашали в школы на уроки "Памяти", где ученики с большим интересом слушали его рассказы о тех годах...В морских боях их Крейсер "КРАСНЫЙ КАВКАЗ" не раз получал серьёзные повреждения от действий вражеской авиации, артиллерии противника. Но на базе быстро ремонтировались - и снова вперёд на врага! Самый памятный бой для - это высадка десанта в ФЕОДОСИЮ в ночь на 29 декабря 1941 года. Из воспоминаний - дул ледяной ветер, водяные валы накатывались на палубы, видимость ухудшалась с каждой минутой, на корабле начиналась артиллерийская подготовка. Вскоре была отдана команда на открытие огня по Феодоссийскому порту, который был занят врагом. Морской воздух содрогался, языки пламени вырвались из орудийных жерл "КРАСНОГО КАВКАЗА". В это время другой корабль ("КРАСНЫЙ КРЫМ") тоже наносил удар по порту. Первые волны десантников сломили организованное сопротивление врага непосредственно у причалов. Когда подходили к Феодосии, ветер усилился, сменил направление, это затрудняло швартовку, вскоре корабль "Красный Кавказ" стал заваливаться в сторону минного поля, выставленного противником, совсем близко от мола, куда следовал корабль. Вот где пришлось попотеть морякам машинного отделения. Команды с мостика сыпались одна за другой, а вверху шквал огня..., бой всё усиливался. С трудом Крейсеру удаётся пришвартоваться, и когда при свете ракет противник разглядел, что перед ним "Красный Кавказ", в бой вступило огромное количество огневых точек противника....И вот - взрыв! Уцелевшие от взрыва моряки, тушат пожар, возникший на сигнальном мостике. Подошедшие с берега немецкие танки, открыли огонь и тут с корабля на них обрушились снаряды главного калибра и буквально уничтожили гитлеровские танки, был взорван и склад боеприпасов. Немцы несли колоссальный урон. Но не обошлось без потерь и на Крейсере "Красный Кавказ" и сам корабль получил много повреждений. Но всё же под шквалом огня, ценой человеческих жизней неудержимые десантники были высажены на берег. И когда моряки машинного отделения услышали команду "Полный вперед!", Крейсер "Красный Кавказ" снова выводят в море. За эту, небывалую по дерзости операцию, получил награды. Подобных операций было много.Порой приходилось удивляться, как можно, пройдя такие суровые испытания войной, остаться добрейшим душой человеком. Это и сейчас говорят все, кто когда-то был знаком с Николаем Александровичем. Он очень любил жизнь, любил нас - свою супругу Алевтину Алексеевну, своих четырёх дочек, души не чаял во внуках!

Общий трудовой стаж папы на железнодорожном транспорте составил 48 лет. Работал от машинистом паровоза, машинистом тепловоза, дежурным по депо ст. ВОЖЕГА ( на пенсии работал кочегаром паровоза - отапливал железнодорожные дома). В период работы долгое время являлся неосвобожденным председателем профсоюзного комитета депо ст. Вожега.