
из воспоминаний моего отца: Горбенко Алексей Сергеевич был призван в Армию 17 сентября 1940 года в 82-ой автобатальон на станции Кола под Мурманском, таким образом, на фронте Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Служил водителем, подвозил боеприпасы на передний край 14-й дивизии, 14-й Армии на Мурманском направлении. В декабре 1942 г. был направлен на учебу в 10 отдельный резервный танковый батальон. После окончания учёбы в мае 1943 г. был направлен на карельский фронт на Кандалакшском направлении в 88-й отдельный танковый полк механиком водителем танка Т-34.
В сентябре 1944 г. , перед нашим наступлением, полковая разведка направлялась в тыл врага, и с нею должны были направить 5-6 человек механиков-водителей танков для нанесения маршрута на карту прохождения танков при наступлении нашей Армии при ликвидации Карельского фронта. "Гуляли" мы по тылам врага 8 дней и мы, танкисты, нанесли на карту вероятные маршруты прохождения танков. При возвращении из тыла врага, на нейтральной полосе, наша разведка встретилась с вражеской разведкой и завязался неравный скоротечный бой. Вражеская разведка превосходила нашу группу в 2-3 раза. Тогда наш командир по рации вызвал свою "огонь на себя", что тут началось... Снаряды , наши снаряды, косили всех подряд и поредевшие разведчики, наши и вражеские, убрались в разные стороны... А за сопкой нас, уцелевших, но выполнивших поставленную задачу, встретили боевые товарищи и духовой оркестр. Осенью 1944 года была поставлена задача о ликвидации противника на всем Карельском фронте. Развернулись тяжелые бои, финны отчаянно сопротивлялись. На направлении Алакурти-Вайдалахта была очень скалистая местность, плохая проходимость танков Т-34, но наш танковый полк с боями продвигался вперед. При очередной атаке меня ранило, и, после оказания первой медицинской помощи, я был отправлен в госпиталь г. Кандалакша. В госпитале меня не стали оперировать и сказали, что осколки извлекут после войны, если останешься жив, а сейчас после косметического лечения отправляйся на фронт (эти осколки и до сих пор находятся в моем теле - два в правом легком и один под шейным позвонком).
Лечение мое еще не закончилось, а наш танковый полк производил погрузку на железной дороге на станции Кандалакша. Задача была выполнена на нашем направлении, враг был разбит, и Финляндия прекратила войну. Я обратился с просьбой к начальнику госпиталя, чтобы меня выписали с тем, чтобы я возвратился снова в родной танковый полк. Меня досрочно выписали из госпиталя, и я в своем полку... Нас повезут по железной дороге, никто не знает куда, на какой фронт... А везли нас через всю Россию матушку...
Привезли наш танковый полк в Западную Украину на Сандомирский плацдарм на Западной Висле на I-й Украинский фронт, которым командовал наш земляк товарищ И.С. Конев. Наш танковый полк своим ходом проехал на этот плацдарм. Ехали ночью , очень густой лес и на всем протяжении , а это около 15-17 км стояли замаскированные орудийные расчеты разного калибра от дальнобойных орудий до орудийных батарей прямой наводки, а также минометы и "катюши". В общем, сколько было стволов деревьев, столько было различных орудий. Сердца наши наполнились гордостью за нашу Родину!
Как я уже сказал, прибыли мы на Сандомирский плацдарм I-го Украинского фронта в конце декабря 1944 г., а 11 -го января 1945 г. был отдан приказ о наступлении по всему фронту. Но прежде всего в 3 часа 40 минут 11.01.45 началась артиллерийская подготовка по всему фронту и длилась она 40 минут, после чего постепенно переносила стрельбу вглубь территории противника. А наш полк во время артподготовки двигался на передний край и сосредотачивался на исходной позиции.
Такую мощную артподготовку я наблюдал впервые и били не отдельные выстрелы, а сплошной гул со сплошными трассами от снарядов "катюш". Нашему танковому полку была поставлена задача: сделать проход в обороне противника, так называемый коридор, по которому пойдет III-я танковая Армия командующего Рыбалко. Что такое "сделать проход" - это значит своим телом подорвать все противотанковые мины и фугасы, которые остались после артподготовки. И мы свою задачу выполнили. Я на своей тридцатьчетвертке подорвал две противотанковые мины, но подорвался сам. Миной вырвало десантный люк под стрелком радистом Иваном Буряк и оторвало ему обе ноги и разорвало правую гусеницу. И тут же, в образовавшийся коридор, устремилась третья танковая Армия. Это надо было видеть как сотни и сотни танков и самоходных орудий в течение 3-4-х часов шли вперед по образовавшемуся коридору, который проделал наш танковый полк.
За эту операцию меня наградили орденом Отечественной войны II степени. Конец войны встретил в г.Клаусберг в Германии. Кроме орденов "Отечественной войны I степени", "Отечественной войны II степени" награжден медалями "За победу над Германией", "За Оборону Советского Заполярья", юбилейными медалями и "Благодарственным письмом" маршала Советского Союза товарища Конева И.С.
февраль 1998 год