Московская битва

Скворцов Федор Николаевич

Скворцов Федор Николаевич
Дата рождения: 16 мая 1922
Место рождения: с. Протасово, МАССР
Дата смерти: 27 августа 2006
Место смерти: с. Проотасово
Родился 16 мая 1922 года в селе Протасово, Лямбирского района Мордовии. 20 июля 1941 года он был призван Саранским военкоматом в ряды Красной армии. В начале войны проходил подготовку, а уже с 20 августа 1943 года начал участвовать в боевых действиях. Был техником-механиком, хорошо разбирался в автомобилях. На фронте его направили служить в 494 истребительный ордена Суворова третьей степени авиационный полк. Этот полк принадлежал 190 Полоцкой истребительной авиационной дивизии 3-ей воздушной армии. Воевал: с 20 августа по 20 октября 1943 года на Западном фронте с 15 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года на 3-ем и 1-ом Прибалтийских фронтах и 3-ем Белорусском фронте с 9 августа 1945 по 2 сентября 1946 года на Забайкальском фронте. Ему присвоили воинское звание Старшина технической службы. За свои боевые заслуги он получил награды: Медаль «За боевые заслуги»: За обслуживание, подготовку к полетам и испытания новых самолетов, поставляемых из Америки. Это были самолеты «Аэрокобра» или Bell Р-39 Airacobra. Они поставлялись в нашу армию в разобранном виде, и прямо на фронте приходилось собирать эти самолеты и готовить их к боевым вылетам. Вот как описывают его заслуги в Приказе о награждении: От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом отвагу и мужество награждаю: Медалью «За Отвагу» механика авиационного второй эскадрильи Старшину технической службы Скворцова Федора Николаевича за обслуженные им в короткий срок 102 успешных безотказных боевых вылетов на самолете «Аэрокобра». За добросовестную работу по восстановлению неисправной материальной части. Всего им проделано свыше 18 крупных работ, как-то: восстановлено средним ремонтом в полевых условиях 7 самолетов, замена 3-х моторов, усиление хвостового оперения на 8 самолетах. Кроме того он много помогает товарищам в обслуживании материальной части к боевым вылетам. Этот приказ был подписан 8 августа 1944 года. До окончания войны прадед продолжал служить в своем полку. Но даже 9 мая 1945 года война для него не закончилась. Он продолжал служить Родине в войне с Японией. 15 сентября 1945 года он получил свою вторую награду - Орден «Красная звезда». Приказ о награждении гласит: От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленную при этом доблесть и мужество награждаю: Орденом «Красная звезда» механика авиационного старшего 494 истребительного авиационного ордена Суворова 3-ей степени полка Старшину технической службы Скворцова Федора Николаевича. Он участвовал в войне против немецких захватчиков в должности механика авиационного самолета «Аэрокобра» и обслужил 252 успешных боевых самолето-вылета. С группой техсостава звена восстановил в полевых условиях 23 самолета средним и мелким ремонтом, произвел замену 12 моторов «Аллисон» на самолете «Аэрокобра», эвакуировал с переднего края 2 самолета «Аэрокобра» подбитых в воздушных боях. За первые обслуженные 103 боевых самолето-вылета на самолете «Аэрокобра» и восстановление 17 самолетов средним и мелким ремонтом вместе с техсоставом звена в августе 1944 года награжден медалью «За боевые заслуги». После награждения он в составе 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов обслужил 149 успешных боевых самолето-вылетов и в составе Забайкальского фронта – 8 успешных боевых самолето-вылетов. За обслуживание 157 успешных боевых самолето-вылетов и ремонт неисправной матчасти в полевых условиях достоен присвоения награды ордена «Красная звезда». После войны прадед вернулся в родное село. Работал механиком в мастерской, потом учителем в школе. Умер 27 августа 2006 года.
Фото