Московская битва

Шакуров Алексей Петрович

Шакуров Алексей Петрович
Дата рождения: 13 октября 1919
Место рождения: Курская область, село Пселец Кравцовского района
Дата смерти: 10 октября 1999
Место смерти: Саратовская область Ровенский район п. Ровное
Мой дедушка Шакуров Алексей Петрович 1919 года рождения 10 октября. Служил с 1941-1945 на Балтийском флоте в морских войсках. имел звание старшина. Держал оборону Ленинграда. Имел боевые награды. Наименование части (воинского подразделения): 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота Страна (в военный период):СССР Период существования: 7 сентября 1941 года - 4 июля 1949 года Период вхождения в действующую армию: 7.9.41-9.5.45 г. Последующие переименования: Дополнительная информация: 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников был сформирован в составе Истребительного отряда катеров Охраны водного района КБФ 7 сентября 1941 года. В состав дивизиона вошли сторожевые катера малые охотники типа «МО-4» 2 Балтийского отряда пограничных судов НКВД Прибалтийского пограничного округа. На 22 июня 1941 года отряд насчитывал 1474 человек личного состава, штаб отряда базировался в городе Таллине. С 23 июня 1941 года отряд на основании распоряжения наркома Военно-Морского флота был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота, действовал в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе. Уже 23 июня 1941 года экипаж катера МО-206 уничтожил или, по крайней мере, повредил немецкую подводную лодку. 24 июня 1941 года сторожевой корабль «Аметист» совместно с ПК-229 атаковал подводную лодку, наблюдал масляное пятно. 4 июля 1941 года морские охотники заминировали выходной фарватер порта Хельсинки. 5 августа 1941 года ПК-221 и МО-142 потопили подводную лодку. 28 августа 1941 года КМ-280 из состава отряда, приняв на борт начальника штаба Краснознаменного Балтийского флота контр-адмирала Ю.Ф. Ралля, стал последним советским кораблём, покинувшим Таллин. Во время Таллинского перехода катера отряда отбивали атаки авиации, расстреливали плавучие мины, спасли более 1500 человек, оказавшихся в воде, в том числе и с лидера «Минск». Отряд потерь не имел и после завершения перехода вступил в подчинение Кронштадтской военно-морской базы. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 7 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд погрансудов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ в Кронштадте. С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. Дозорная служба кораблей ОВР в восточной части Финского залива осенью 1941 года охватывала два района: западный и восточный — от мыса Сейвястё на восток до банки Каменная (Невская губа). В восточном районе было развернуто 13 круглосуточных линий корабельных дозоров, расположенных вокруг острова Котлин и на запад до меридиана мыса Сейвястё. С 22 сентября 1941 года их число в Невской губе возросло еще более. Восточные дозоры поддерживались артиллерией кронштадтских фортов, звеном катеров МО, стоявших в базе в 15-минутной готовности к выходу, и звеном самолетов МБР-2. Для поддержки дозоров в районе Морского канала с 25 сентября 1941 года выделялись два катера МО с местом нахождения в его огражденной части, а с 29 сентября в связи с тем, что из района Стрельна — Новый Петергоф стали проникать на плавсредствах вражеские диверсионные группы, в ночное время на фарватере у Петергофского буя выставлялись базовый тральщик и два малых охотника. Восточными дозорами руководил командир Истребительного отряда ОВР КБФ. Для несения дозорной службы использовались малые охотники, сторожевые и рейдовые катера. Благодаря стойкости и героизму моряков-овровцев, несших дозорную службу, морские подступы к Кронштадту и Ленинграду находились под надежной охраной. Овровцы осуществляли также противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника. Всего осенью 1941 года было проведено 37 конвоев. В этот же период силы и средства ОВР КБФ трижды эскортировали подводные лодки из Кронштадта до точки их погружения на Западном Гогландском плесе. С 24 октября по 3 декабря 1941 года малые охотники дивизиона участвовали в эвакуации Военно-морской базы Ханко. Походы на Ханко и обратно совершались в сложных гидрометеорологических условиях (штормы, обледенение, плохая видимость). До войны считалось, что катера МО могут плавать при волнении моря не более 3— 4 баллов. Во время эвакуации Ханко они ходили в семибалльный шторм. Их то и дело накрывали волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. В ледяной панцирь превращалась одежда людей из верхней команды. Особенно трудно приходилось впередсмотрящим, стоявшим на самом носу корабля. Операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко получила высокую оценку Военного совета Ленинградского фронта. Всему личному составу кораблей КБФ, участвовавших в ней, была объявлена благодарность. Наиболее отличившиеся удостоились правительственных наград. Всю первую блокадную зиму продолжался ремонт кораблей. Моряки-овровцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на Балтике. К весне 1942 года на всех катерах МО была установлена новая гидроакустическая аппаратура. Командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда ОВР Кронштадтской ВМБ КБФ был назначен капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович, который командовал дивизионом на протяжении всей Великой Отечественной войны. Командующим флотом на 1942 год противолодочным силам КБФ были поставлены основные задачи: системой дозорной службы и наблюдения обеспечить кораблям флота выход в море и безопасную стоянку на рейдах и гаванях Кронштадта, постановку дополнительных минных заграждений, безопасный переход подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встречу и сопровождение при возвращении их с моря. Весной и летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи малых охотников вели себя стойко и мужественно. 12 июня 1941 года в весьма драматическом сражении приняли участие катера дивизиона МО-402 старшего лейтенанта Ивана Бокова и МО-409 старшего лейтенанта Вениамина Федорова, несшие службу на линии дозора. Каждый катер атаковала пар истребителей, намеревавшихся с пикирования обстрелять корабли из пушек и пулеметов. Но точно выдержать боевой курс им не удалось – помешал плотный зенитный огонь кораблей. Перестроившись, истребители с разных направлений ринулись на МО-402. Но и этой атаке помешал дружный огонь обоих катеров. Тогда истребители, вытянувшись цепочкой, пошли в пике один за другим. Но первый же самолет, напоровшись на пулеметную очередь, резко изменил курс и покинул место боя. Остальные самолеты взмыли вверх, покрутились над катерами и ушли ни с чем. 15 июня 1942 года сторожевой катер МО-409 под командованием старшего лейтенанта Федорова П.Л. также успешно отразил атаку авиации и сбил вражеский самолет. 24 июня 1942 года налету авиации был подвергнут дозорный катер МО-403, экипаж которого мастерски отразил атаку. Очень показателен бой с авиацией противника, который 26 июня провел сторожевой катер «МО-413» старшего лейтенанта Родионова Ф.И. Еще на пути следования к линии дозора на морской охотник напал бомбардировщик Ю-88. Он атаковал с солнечной стороны. Выждав, когда бомбы отделились от самолета, командир резко увеличил скорость катера, и всплески от бомб остались за кормой. Ю-88 сделал новый заход. Теперь в момент сбрасывания бомб катер застопорил ход, и бомбы упали в море впереди по курсу корабля. «Юнкерс» ушел, впустую израсходовав боезапас. Пока «МО-413» шел в назначенный район, вражеские самолеты еще дважды появлялись над ним. Оба раза, ведя плотный зенитный огонь, катер ловкими маневрами уклонялся от атак воздушного противника. Израсходовав весь запас бомб, самолеты также ничего не добились. Но еще настойчивее они стали атаковать катер уже на линии дозора. 6 раз «Юнкерсы» сбрасывали бомбы различного калибра. Старший лейтенант Родионов Ф.И. то стремительно бросал катер вперед или в стороны, то форсировал ход до максимального, то внезапно стопорил моторы. Ни одна из сброшенных бомб не причинила катеру вреда. Ночью атаки авиации возобновились. Но и ночная атака самолетов, подкравшихся на малой высоте, не застала экипаж врасплох. Старшина 2 статьи Бойко меткой пулеметной очередью поразил головной «Юнкерс». Его скорость резко упала, он отвернул и, резко снижаясь, скрылся за горизонтом. Остальные бомбардировщики действовали уже не так нахально и вскоре тоже улетели. Отражая многочисленные атаки авиации, катера дивизиона сбили и повредили более 20 немецких самолетов. В кампанию 1942 года овровцы осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсаари и обратно. Всего в 1942 году было проведено 50 конвоев общим составом 259 боевых кораблей и судов. С этой целью "малые охотники" совершили 78 выходов в море. Наряду с боевым тралением, несением дозорной службы, проводкой эскортов и конвоев Истребительному отряду ОВР приходилось решать и задачи наступательного характера. В период с 8 по 10 июля 1942 года корабли соединения участвовали в высадке и обеспечении тактического десанта на остров Соммерс. Сторожевик "Буря", базовые тральщики и малые охотники огнем орудий и пулеметов оказали эффективную поддержку действиям десантников. После эвакуации гарнизона Ханко и оставления острова Гогланд выдвинутой вперед маневренной базой Краснознаменного Балтийского флота в Финском заливе до осени 1944 года был остров Лавенсари (Мощный), расположенный в 140 километрах западнее Кронштадта. Простирающееся к северу и к югу от него побережье залива находилось в руках противника, имевшего здесь десятки пунктов базирования своих корабельных сил и авиации. Лавенсари был последним пунктом на советской земле, из которого направлялись в Балтийское море подводники. Отсюда выходили корабли и катера ОВР, чтобы встретить на Гогландском плесе подводные лодки, возвращавшиеся из боевых походов. На соединение ОВР было возложено обеспечение безопасного перехода подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встреча и сопровождение при возвращении их с моря. Овровцы с честью выполнили эту свою задачу. В июле 1942 года катера дивизиона под воздействием артиллерии противника успешно выполнили боевые операции по проводке 8 подводных лодок по маршруту Ленинград – Кронштадт. В ноябре 1942 года группа катеров МО под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. в сложных навигационных и погодных условиях встретила на позициях и эскортировала на остров Лавенсари 2 подводные лодки.28 декабря 1942 года, в связи с необходимостью расширить оперативную зону действий Краснознаменного Балтийского флота на запад, Кронштадтская военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район, в который Истребительный отряд катеров вошел в составе Охраны водного района. Зимой ОВРовцы активно участвовали в ремонтных работах, усиленно занимались боевой и политической подготовкой, несли боевую службу в системе зимней обороны острова Лавенсари. 14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года дивизион участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. 5 июля 1943 года на линии дозора № 55 сторожевые катера МО-402 и МО-403, умело маневрируя и ведя артиллерийско-пулеметный огонь, отразили атаку большой группы самолетов противника, сбив при этом Ме-109. В ночь на 17 июля 1943 года катера "МО-207" и "МО-302" несли дозор в районе банки Диомид. В 1 час 10 мин. сигнальщики обнаружили три вражеских катера, шедших с севера к нашему фарватеру. "МО-302" (командир старший лейтенант И. Е. Сидоренко) лег наперерез их курсу. "МО-207" (командир старший лейтенант А. Ф. Коршевнюк) последовал за ним. С дистанции около 4 кабельтовых "МО-302" открыл огонь из орудий. Тут же заговорили автоматические установки и пулеметы противника. Через девять минут сигнальщик "МО-302" старший матрос Кузьмин заметил еще одну группу катеров врага. Один катер появился слева по курсу "охотника", три справа, а два заходили с кормы. Видя, что гитлеровцы окружили корабль, старший лейтенант Сидоренко решил, пробиваясь сквозь кольцо, таранить вражеский катер, находившийся слева по курсу. Но тот уклонился от тарана. В это время расчет носового орудия под командованием А. П. Фролова прямым попаданием снаряда взорвал катер противника. Остальные, прикрывшись дымзавесой, отошли в северо-западном направлении. "МО-207", выручая окруженный "охотник", сосредоточил свой огонь на группе из трех вражеских катеров, которые вскоре скрылись из видимости. Через полчаса вновь появились три катера противника. Снова завязалась перестрелка. Враг не выдержал огня "малых охотников" и, поставив дымзавесу, ушел восвояси. В ту же ночь катера "МО-404" (командир лейтенант Мациевский Герман Васильевич) и "МО-408" (командир старший лейтенант Сажнев Петр Иванович), находившиеся в дозоре № 49 восточнее острова Сескар под общим командованием командира звена катеров старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича, обнаружили четыре катера противника. Когда дистанция до них сократилась до 20 кабельтовых, командир дозора старший лейтенант Воробьев Алексей Павлович, находившийся на "МО-408", приказал открыть артиллерийско-пулеметный огонь. Противник ответил стрельбой из автоматов. Во время боя появился пятый вражеский катер, шедший на пересечение курса "малых охотников". "МО-408" перенес огонь на него. В результате тактически грамотных и мужественных действий сторожевой катер «МО-404» огнем артиллерии потопил один вражеский катер, а остальные пытались спастись бегством. Старший лейтенант Воробьев А.П. по радио вызвал с острова Сескар штурмовую авиацию и навел ее на врага, в результате чего был потоплен еще один катер противника. По всей вероятности, это была та же группа, с которой вели бой "МО-207" и "МО-302". Не добившись успеха в одном месте, она пыталась прорваться к фарватеру в другом. Однако своими решительными действиями наши катерники сорвали замысел противника. 6 и 13 августа 1943 года катера дивизиона «МО-404» и «КМ-907» высадили разведгруппы в район мысов Дубовской, Долгий и в районе гавани Пейпия на южном берегу Копорской губы Финского залива. 8 августа 1943 года 2 морских охотника дивизиона на линиях дозоров № 51 и 52 обеспечивали проводку каравана судов по ФВК. 4 торпедных катера противника прорвались к каравану и вышли на него в торпедную атаку. Несмотря на численное превосходство, морские охотники решительно атаковали вражеские торпедные катера и огнем своей артиллерии и пулеметов не позволили им выйти на дистанцию торпедного залпа, заставили сойти с боевого курса. При этом один торпедный катер противника был потоплен.19 августа 1943 года катера "МО-124" и "МО-203" несли дозор к северу от основного фарватера Сескарского плеса под руководством командира дивизиона капитана 3 ранга Г. И. Лежепекова. На расстоянии 25-30 кабельтовых они заметили пять сторожевых катеров врага. Вскоре противник перестроился в строй фронта и полным ходом пошел на сближение. Развертываясь полукольцом, он с дистанции 15 кабельтовых применил автоматические пушки и пулеметы. Наш дозор открыл ответный огонь, ведя бой на отходе. В этой схватке катерники соединения использовали новый тактический прием. "МО-203" (командир старший лейтенант М. Г. Авилкин) поставил дымовую завесу, а "МО-124" (командир младший лейтенант Н. Д. Дежкин) сбросил серию больших глубинных бомб впереди по курсу противника. Эти взрывы перед самым носом сторожевых катеров, с ходу вошедших в дымовую завесу, дали эффект — враг, прекратив огонь, повернул на обратный курс и скрылся из видимости. "МО-124" и "МО-203" возвратились на линию дозора. 22 августа 1943 года дозор в составе "МО-124", "МО-408" и "МО-409" имел боевое столкновение с группой сторожевых и торпедных катеров противника, пытавшихся атаковать наш конвой на переходе с Лавенсари в Кронштадт. При этом огнем "МО-408" (командир старший лейтенант Варлахов Иван Андреевич) был поврежден один вражеский катер. Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени, на базу морские охотники возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Всего в летнюю кампанию 1943 года катерами дивизиона были потоплены 3 катера и сбиты 2 самолета противника.Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград.
Документы