Саенко Дмитрий Максимович
Родился 8 ноября 1917 года, в деревне Ново-НиколаевкаАнжеро-Судженского района Западно-Сибирского Края(сейчас Кемеровская область) Родители:отец – Саенко Максим Тихонович и
мать Саенко Елизавета Михайловна были переселенцами с Украины, которое
произошло во времена царствования Николая II. Максим Тихонович был пимокатом: пимы (валенки) катал
(изготавливал). Его арестовали зимой 1937 году на основании доноса вместе с
несколькими односельчанами, заперев в неотапливаемом сарае, где он и умер от
переохлаждения без суда и следствия. Елизавета Михайловна скончалась, когда её сыну Дмитрию было
всего 3 года. Семья:1938
год, женился на Беловой Марии Дмитриевне. Обряд венчания был осуществлён в
церкви Петра и Павла Мариинской епархии, Анжеро-Судженское благочиния (г.
Анжеро-Судженск).4 февраля 1939 года у него родился сын (Евгений
Дмитриевич Саенко)27 мая 1941 года зарегистрировал свой брак с
Беловой (Саенко) Марией Дмитриевной.28 октября 1941 года родилась первая дочь (Раиса
Дмитриевна Саенко, в замужестве Кудрявцева)2 мая 1947 года родилась вторая дочь (Лидия
Дмитриевна Саенко, в замужестве Вероцкая)1 марта 1953 года родилась третья дочь (Татьяна
Дмитриевна Саенко, в замужестве Осипова) 2 августа 1957 года родилась четвертая дочь
(Наталья Дмитриевна Саенко, в замужестве Алпеева). Работа и служба в армии:1927 год. Дмитрий со своим младшим братом Василием
сбежали из дому на лесоповал, где стали жить и работать до 1930 года. В это же
время закончили школу Всеобуча (начальная школа работающей молодежи)1933, 5
июля стал работать на должности машиниста локомобиля и ЭС (электростанции)
Азамовского МехЛесопункта до 5 сентября 1938
года. 1938 год, в сентябре Дмитрий
был призван в РККА (Рабоче-Крестьянскую Красную Армию) на действительную
военную службу, откуда в 1940 году был демобилизован и вернулся в рабочий посёлок
Яя, Кемеровской области СССР. 1940, 30
декабря принят на должность машиниста локомобиля Леспромхоза№1 в Управлении
Северо-Кузбасского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) МЮ (Севкузбаслаг) в пос.Яя (почтовый ящик № ВГ-391). 1941, в сентябре был призван
на фронт в связи с началом Второй Мировой Войны. В период с 1941 по 1945 год
воевал на нескольких фронтах на территории СССР и Европы. 1942, в
январе был захвачен в плен и приговорён к расстрелу в Бабьем Яру (место в
северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец). В самый
последний момент расстрела из-за внезапного сильного свиста снаряда,
напугавшего всех в том числе и немцев, ему удалось бежать (после этого всю
жизнь не мог выносить свист), но из окружения на территории Украинской ССР ему после
побега выбраться не удалось. 1943
год, после освобождения части территории Украины от немецко-фашистских
захватчиков войсками Советской Армии продолжил воевать в 292 ОЗАД БОС РК КОУДФ
(Отдельный Зенитно-Артиллерийский Дивизион Берегового Отряда Сопровождения
Речных Кораблей Краснознамённой - ордена Ушакова 1 степени - Днепровской Военной
Флотилии) в должности кока. 1945 год, в мае закончил
войну в Германии г. Фюрстенберг (район Верхний Хафель, земля Бранденбург). Награждён орденами и медалями:Орден Отечественной
Войны II степени (11.03.1985)Медаль «За победу над Германией в ВОВ (08.10.1945)Медаль «За освобождение Варшавы» 17 января 1945 г
(30.12.1945)Медаль «За взятие Берлина» 2 мая 1945 г. (30.12.1945)Медаль «50 лет Вооружённых сил СССР» (21.02.1969)Медаль «60 лет Вооружённых сил СССР» (23.02.1979)Медаль «Двадцать лет победы в ВОВ 1941-1945гг»
(23.02.1979)Медаль «Тридцать лет победы в ВОВ 1941-1945гг»
(23.02.1979)Медаль «Сорок лет победы в ВОВ 1941-1945гг»
(5.05.1985)Медаль «70 лет
Вооружённых сил СССР» (28.07.1988) 1946, 20
июля вернулся на работу машинистом локомобиля Леспромхоза№1 в Управлении ИТЛ.1954, 20
декабря переведён на должность машиниста Яйской швейной фабрики в Управлении
ИТЛ.1958, 1
сентября переведён обратно на работу в Леспромхоз№1 в Управлении ИТЛ, но был
зачислен машинистом водо-насосной станции, где в 1960 переведён на должность
дежурного машиниста, которым проработал до сентября 1962 года.1962, 28
сентября принят на работу слесарем Яйской швейной фабрики№81964, 23
сентября принят на работу кочегаром 2 разряда паросилового хозяйства Яйской
лесоперевалочной станции.1965, 7
июня переведён слесарем 4 разряда энергетического цеха паросилового хозяйства1966, 1
марта принят на работу слесарем на Яйский Хлебзавод.1967, 11
сентября принят на работу кочегаром водяных котлов комбината бытового
обслуживания1968, 15
июля принят на работу слесарем 1 разряда тракторного цеха Яйских Центральных
Ремонтно-механических мастерских, где в сентябре 1968 года был переведён на
должность медника (сварщика) 1 разряда, а уже в декабре 1968 года стал работать
слесарем 4 разряда, а в январе 1969 медником 4 разряда моторного отделения. 23 февраля 1968 года за хорошую работу был
награждён денежной премией.1971, 3 июня год работал
кузнецом и медником 4 разряда (электросварщик) СУ-904 Треста «Тюменьдорстрой»
при Главдорстрое Министерства Транспортного Строительства СССР г. Сургут.1972, 28 марта стал медником
(электросварщиком) 3 разряда в Дорожно-строительном Управлении №1
Производственного Управления Строительством и Эксплуатации Автомобильных Дорог
при Совете Министров Тувинской АССР г. Кызыл.1972, 1 августа стал
электросварщиком 5 разряда на Автобазе №92, г. Сургут, Ханты-Мансийского
национального округа, в октябре 1972 года был переведён в Ремонтно-Механические
Мастерские кузнецом ручной ковки 4 разряда, где уже в декабре получил 6 разряд
(высший). 9 мая 1972 года был награждён
ценным подарком.1977, 11 ноября вышел на
пенсию по достижению пенсионного возраста (60 лет)1978, 3 июня принят на
работу машинистом водонасосной станции Учреждения УН-1612/37 УВД Исполкома
Кемеровского областного совета (пос. Яя)1978-1979-1980 с октября по май (отопительный сезон) работал кочегаром
на Яйском РайБытКомбинате.1984-1988, ежегодно с
октября по апрель работал истопником Яйского Теплового Пункта (РТП)1986, 21 августа принят на
работу сторожем в Яйское Хлебоприёмное предприятие. Дмитрий Максимович имел в собственности мотоцикл
Урал ИМЗ-8.103.10 (с коляской), на котором очень любил ездить на рыбалку (река
Золотой Китат) и в лес собирать грибы, ягоды, кедровые шишки (для заготовок на
зиму). Один раз попал в серьёзную аварию врезавшись левой ногой в автобус.
Когда нога долго не заживала и начала гнить, он поехал в Прокопьевск, где ему, сделали
операцию, поставив один из первых аппаратов Г.А. Илизарова.Дмитрий Максимович был известен ещё и тем, что делал
лучшие валенки в области – белые с красным узором, они назывались «чёсанки»,
т.к. шерсть чесали, чтобы она становилась после катки тонкая и мягкая. Умер 25 июня 1990 года, в возрасте 72 лет от
инфаркта. Похоронен на кладбище (рядом с железнодорожным вокзалом) в рабочем
посёлке Яя, Кемеровской области РФ.
Медаль "За освобождение Варшавы"
Медаль "За взятие Берлина"
Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг."
Медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."
Медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."
Медаль "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг."