Московская битва

Плугатырь Иван Лаврентьевич

Плугатырь Иван Лаврентьевич
Дата рождения: 15 ноября 1924
Место рождения: Оренбургская обл., Адамовский р-н, с. Анеевка
Дата смерти: 9 июня 1999
Место смерти: Оренбургская обл., Адамовский р-н, п. Шильда

Вторая мировая война в августе 1945 г. вступила в завершающую стадию, боевые действия развернулись на Дальнем Востоке и на морях Тихого океана. В ходе борьбы с японскими захватчиками летом 1945 г. события развивались стремительно. В середине августа планировалось освобождение Южного Сахалина, в частности, высадка десанта в порту Маока (ныне Холмск).  С подводной лодки Щ-118 в ночь с 17 на 18 августа высадили разведгруппу из 5 человек южнее порта. Близко к берегу корабли подойти не смогли, разведчики высадились примерно в 200-х метрах от берега, прямо в воду, уронили в воду рацию и подмочили батареи. Они наблюдали за портом и, дождавшись высадки нашего десанта, присоединились к нему.Утром 19 августа должен был выступить из Советской Гавани первый десант, следом еще три. Погода благоприятствовала походу, а к полудню резко ухудшилась. Шел сильный дождь, находил туман, море штормило. Корабли ТО флота доставляли морскую пехоту, вели прицельный огонь по порту, ставили дымовые завесы. Любопытно, что высадкой наземного десанта лично командовал капитан 1-го ранга А.И. Леонов – «подводный десантник» как его называли. Все катера I-го десантного отряда стремительно ворвались в гавань и в течение 4 минут осуществили первый бросок на берег. Высадка была столь неожиданной, что японцы вначале наши корабли приняли за свои и стремились помочь швартовке, затем очнулись и открыли по ним огонь. Корабли отошли на рейд, включились в подавление огневых точек противника. Бой становился все более упорным. Один из катеров по ошибке сел на мель, десантники с него так же прыгали в воду, с ходу вступая в схватку с врагом.Следом за сводным батальоном моряков началась высадка 113-й стрелковой бригады. Морским пехотинцам к полудню удалось овладеть постройками порта, завязался бой за центральную и южную часть города. Утром 20 августа корабли 2-го десанта из Советской Гавани также в сплошном тумане подошли к порту Маока. Из-за нелетной погоды десантников не поддерживала авиация. Несмотря на это, к 14 часам 20 августа морпехи овладели портом и городом. Противник, понеся большие потери, стал отступать вглубь острова. Экипажи катеров кроме поддержки пехотинцев боролись со стихией, т.к. из-за шторма часто рвались буксирные тросы. Катер "БО-302", которым командовал ст. лейтенант Н. Алексеев, отличился при высадке десанта в центральной гавани но потерял ход. Мотористом на «БО-302» служил старшина 2-й статьи, наш земляк, Плугатырь Иван Лаврентьевич. В рукопашной схватке с японцами он получил ножевое ранение, но оставался в строю.Катеру «БО-302» 19 августа в уже 7.40 утра в результате обстрела в порту Маока с японского транспорта досталось 17 пробоин. В сложной боевой обстановке Иван Плугатырь, несмотря на ранение, самоотверженно трудился над восстановлением поврежденных винтов. В девятом часу «БО-302» смог помочь катеру "МО-35" и снял его с мели.В итоге на рейде Маоки были захвачены транспорт с 60 японскими солдатами и свыше 50 единиц различных плавсредств, а к 25 августа освобождение Южного Сахалина от японских захватчиков было завершено. Наши войска разгромили находившуюся на острове группировку противника, взяли в плен 18320 японских солдат и офицеров, захватили большие трофеи. Советские моряки потеряли убитыми 77 человек.Командование отметило особое мужество Плугатыря Ивана Лаврентьевича. Спустя несколько недель он был представлен к правительственной награде – медали Нахимова. Наградной лист составлен командиром катера «БО-302» ст. лейтенантом Н.Алексеевым, подписан капитаном 3-го ранга Н.Т. Дегоди. Командиры отмечали, что ранее Плугатырь И.Л. участвовал в выполнении правительственного задания по приемке и доставке для ВМФ СССР из США военных кораблей. В 1945 году Тихоокеанский флот СССР получил по ленд-лизу 32 катера Большой Охотник (БО), построенные в США для уничтожения подводных лодок типа SC-10. 25 мая 1945 г. «БО -302» был принят советским экипажем и 21.07.1945 г. убыл из Колд-Бэя, а уже 30 июля 1945 г. прибыл в Петропавловск-Камчатский, вошел в состав ТОФ. В состав экипажа БО входили 32 человека, отделением мотористов командовал Плугатырь И.Л. Во время дальнего перехода старшина 2-й статьи Плугатырь И.Л. обеспечил бесперебойную работу механизмов катера, «даже в штормовую погоду нес дополнительную вахту со своими подчиненными, помогая им правильно обслуживать машины», - отмечено в его наградном листе.Иван Лаврентьевич был в то время совсем молодым человеком, родился он в1924 году в степном Адамовском районе. Попав на Дальний Восток в августе 1942 г., стал отважным моряком. А когда началась война с Японией, то в составе 15-го отдельного сахалинского дивизиона БО 2-го ДВФ мужественно выполнял боевые задачи. «Медалью Нахимова награждаются военнослужащие рядового, старшинского и сержантского состава Военно-Морского Флота,  … которые в борьбе с врагами Советского государства на морских театрах своими умелыми, инициативными действиями, сопряженными с риском для жизни, способствовали успешному выполнению боевых задач кораблей, частей Военно-Морского Флота и их подразделений», - так говорится в Положении о медали. Стоит добавить, что такой редкой награды удостоен единственный житель Адамовского района Оренбургской области.Сторожевой катер «Большой Охотник -302» прослужил еще несколько лет во флоте, на переходе из порта Корсакова (Отомари) к мысу Крильон в бухте Безымянной в декабре 1947 г. он сел на мель и затонул, а в 1948 г. был исключен из ВМФ.

Документы