

Мой отец - Баранов Дмитрий Валентинович
родился в 1910 году в городе Саратове. В 1938 году переехал в Ртищево. Как
только началась Великая Отечественная война, он был призван в Красную Армию.
Был он рядовым солдатом, водителем; прошел всю войну с 1941 года и дошел с
победой до Берлина в 1945году. Боевой путь начал на Волховском фронте, в составе 83-го отдельного
дорожно-эксплуатационного батальона. 83-й ОДЭБ прошел славный путь на
Волховском, Ленинградском, 2-м Белорусском фронтах. Он выполнял задачи
обеспечения бесперебойного движения автотранспорта и боевой техники на
прифронтовых дорогах. Его бойцы, следуя по пятам наступающих войск,
ремонтировали и строили мосты, расчищали полотна дорог от препятствий, устроенных
фашистами и возникших вследствие разрушений, в том числе и в городских
кварталах.Во время Великой Отечественной войны 83-ий
отдельный дорожно-эксплуатационный батальон защищал Ленинград.
Единственной
транспортной магистралью через Ладожское озеро была Дорога жизни. В
периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по
март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду,
часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная
дорога № 101).22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась
первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки»).Среди водителей был и Баранов Дмитрий. Он
рассказывал:«Идут два потока машин, через определённое
расстояние стоят регулировщики, в основном женщины. Слышится постоянная
канонада: дорога жизни от линии фронта находилась всего километрах в
пятнадцати. Обстановка совершенно спокойная, без малейшей суеты. Это была чётко
налаженная, очень сложная система функционирования дороги.Пришлось заниматься эвакуацией мирных жителей, в
основном пожилых людей, женщин и детей. Из Ленинграда вывозили в первую очередь
детей, истощённых голодом. Двери кабин были открыты настежь, чтобы успеть
выпрыгнуть, когда машина провалится под лёд». Баранов
Дмитрий, был рядовым
водителем, который вместе с другими доставлял продукты в блокадный
Ленинград. Автомобильная дорога была
проложена по льду Ладожского озера. Ледовую дорогу через Ладогу все жители
Ленинграда называли Дорогой жизни. По ней везли хлеб в голодный город, эвакуировали детей и взрослых.
2-я
ударная армия Волховского фронта в январе 1943 года прорвала блокаду Ленинграда,
в январе 44-го в составе Ленинградского фронта первой с Ораниенбаумского
плацдарма начала наступление за полное освобождение города на Неве и области от
фашистских оккупантов. Батальон постоянно подвергался обстрелам
дальнобойной артиллерией и авиацией. При одном из них Дмитрия
ранило. Комбат тогда дал распоряжение: ефрейтора Баранова в госпиталь не
отправлять - иначе мы его больше не увидим.
Вылечить в своей санчасти!Много было случаев, когда смерть подходила совсем
близко, но судьба была Дмитрию Баранову остаться в живых. Ранней
весной 1945 года советские войска подошли к реке Одер. Остановились для
передислокации и подготовки к решающему удару на Берлин. 83-й батальон тоже
подошел к Одеру.16 апреля началась Берлинская операция. Войска 2-го
Белорусского фронта, в их числе и 83 отдельный батальон, под прикрытием
артиллерийского огня и дымовой завесы на плавсредствах Балтийского флота
форсировали Одер севернее Берлина, разгромили сильную Штеттинскую группировку
гитлеровцев. Они не позволили немцам перебросить соединения своей 3-й танковой
армии в полосу 1-го Белорусского фронта, штурмующего Берлин. Передовые
соединения 2-го Белорусского фронта, в их числе и 2-я ударная армия, в составе
которой был 83-й ОДЭБ, достигли реки
Эльбы, встретились с союзниками.Война оставила глубокие раны в судьбах миллионов
людей, в том числе угнанных в Германию для рабского труда. После победы сразу
началась депортация их на родину. И 83-й батальон получил новое задание -
организовать по всей Германии питательные пункты с интервалом в 30-40 км. После войны Дмитрий Баранов вернулся на Родину в
сентябре 1945 года. Продолжал мирно трудиться водителем, воспитывал дочерей. У него 8 внуков и 12 правнуков.