Мартиросов Михаил Иванович
Мой двоюродный дед, Мартиросов Михаил Иванович родился 25 сентября 1905 года в селе Таяк Дизакского района Нагорно-Карабахской АО в семье каменотеса, Михаил был старшим из трех сыновей. В 1914 году умерла их мама, в 1920 году - отец. Пятнадцатилетнему Михаилу пришлось взять на себя заботу о младших братьях.
В 1923 году он поступил на экономическое отделение Кавказского Государственного университета г. Ростова-на-Дону, где в 1926 году женился на сокурснице Белай Евгении Илларионовне. У них родились две дочери - Александра и Галина. В 1933 г. закончил аспирантуру в плановом отделении Московского Центрального Научно-Исследовательского института. В 1937 работал в ГЛАВРЕДМЕТ НКТП начальником планового отдела.
В первые же дни войны Михаил пришел в призывной пункт Дзержинского РВК добровольцем, но получил отказ, т.к. имел ограничения для службы по зрению. Но он не оставил попыток попасть на фронт, и в итоге был направлен на ускоренные курсы военной академии тыла и снабжения Красной Армии им. В.М. Молотова, после чего был прикомандирован к 57 мотострелковой бригаде 3 корпуса 2 танковой армии в должности и назначен помощником командира по хозчасти. В октябре 1943 года за административное нарушение приказом Центрального фронта от 07.10. 10.1943 был разжалован в звании и направлен в 8 офицерский штрафной батальон сроком на 1 месяц. Последнее его письмо домой датировано 10.10.1943 г. 8 ошб, обновив переменный состав, был переброшен из Черниговской области на правый берег Днепра с целью форсирования реки и захвата Лоевского плацдарма.
Из архивной справки ЦАМО: " В наступательных боях 23.10.1943 на с. Кривино Мартиросов М.И. смело форсировал реку, бросился в атаку, захватил ручной пулемет, и направив его в сторону немцев, уничтожил пять солдат противника. 23.10.1943 был ранен и госпитализирован". Ранение оказалось смертельным, и 24.10.1943 Михаил Иванович Мартиросов умер от ран в неизвестном госпитале/медсанбате. Приказом 1 Белорусского фронта от 13.11.1943 восстановлен во всех правах, звании и должности. Госпиталь нам до сих пор не удалось. Жена и дочери Михаила Ивановича ушли из жизни, так и не узнав, где и как погиб их муж и отец. Ведутся поиски места захоронения героя.
Всего лишь час дают на артобстрел,
Всего лишь час пехоте передышки.
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому - до ордена, ну, а кому - до "вышки".
За этот час не пишем ни строки.
Молись богам войны - артиллеристам!
Ведь мы ж не просто так, мы - штрафники.
Нам не писать: "Считайте коммунистом".
Перед атакой - водку? Вот мура!
Свое отпили мы еще в гражданку.
Поэтому мы не кричим "ура!",
Со смертью мы играемся в молчанку.
У штрафников один закон, один конец -
Коли-руби фашистского бродягу!
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь "За отвагу".
Ты бей штыком, а лучше бей рукой -
Оно надежней, да оно и тише.
И ежели останешься живой,
Гуляй, рванина, от рубля и выше!
Считает враг - морально мы слабы.
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы -
В прорыв идут штрафные батальоны!
(В.С. Высоцкий)
Вечная память и низкий поклон всем бойцам, отдавшим жизнь во имя будущего на Земле, и выжившим в этой страшной войне - всем, кто подарил нам Великую Победу .