Кузнецов Арсений Петрович
Дата рождения: 1901
Место рождения: г.Талдом
Дата смерти: 15 ноября 1943
Место смерти: перевал Сихотэ-Алинь
подполковник—инженер Кузнецов Арсений Петрович, до войны строил различные железные дороги, в том числе Байкало-Амурскую Магистраль, работал начальником партии в БАМтранспроекте, был награжден медалью «За трудовое отличие». А.П.Кузнецов входил в правительственную комиссию по принятию железнодорожных участков БАМа. Но война нарушила все планы. Все подразделения БАМа были переданы в Главоборонстрой, Полевое строительство N 13. Во время Великой Отечественной войны Кузнецов руководил изысканиями на строительстве фронтовых железных дорог под Москвой, Ленинградом и Калинином, был награжден медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда".
В январе 1942 года Государственный Комитет Обороны постановил срочно начать строительство новой железной дороги вдоль Волги от Сталинграда до Саратова и на север до Свияженска 978 километров - знаменитая "Волжская рокада", которая стала железной дорогой жизни для жителей и защитников Сталинграда. По этой железной дороге удалось вывезти из Сталинграда примерно 600 паровозов, а также 26 тысяч различных вагонов с оборудованием сталинградских заводов, ранеными и беженцами. По этой же дороге к Волге отправились эшелоны с боеприпасами и войсками, это стало одним из решающих факторов победы в Сталинградской битве. На строительство был отпущен крайне малый срок - 132 дня, в сложнейших условиях, практически на линии фронта, под бомбами. Был жуткий недостаток всего, рельсы для строительства дороги везли даже с БАМа. Но дорога была построена, и за это строительство Арсений Петрович был награжден орденом «Знак Почета». Кузнецов не раз участвовал в боях с немцами, которые тоже понимали значение железной дороги и всячески старались помешать - бомбили, атаковали. Однажды в августе 1942 года он и его бойцы в течение суток отбивали атаки немцев. В этом бою Кузнецов подбил два танка, за что был удостоен медали "За отвагу". Затем Кузнецов участвовал в восстановлении фронтовых дорог Сталинград—Саропта, Сталинград— Лихая.
После Сталинградской битвы Кузнецов приказом Государственного Комитета Обороны был переброшен обратно на строительство БАМ. Стране срочно нужен был железнодорожный выход к Тихому океану. Он был начальником изыскательской партии Сихотэ-Алиньской экспедиции. Многие предыдущие экспедиции окончились неудачно, многие изыскатели погибли, не сумев решить задачу в крутых и диких горах. Район через сопки Сихотэ-Алиня поразил даже опытных инженеров: «Обледенелые кручи, сугробы, ураганный ветер сечёт как дробью, каждый шаг — пытка!». Но Кузнецов смог! Он отказался от кабинетной работы начальника всей экспедиции, и помимо общего руководства взял на себя самый сложный участок - ПЕРЕВАЛ. Он отработал более 40 вариантов, без больших тоннелей и мостов, нашел уникальный путь по горным прижимам и ущельям (Удоминская петля), лично докладывал варианты Сталину. Он успел проложить трассу, не заботясь о здоровье, понимая - как это нужно стране, фронту, и погиб при исполнении служебных обязанностей - так написано на его могиле, он похоронен на месте гибели в тайге. Его именем назвали железнодорожную станцию, ручей, перевал и тоннель "Кузнецовский".
Министерство путей сообщения и краеведы считают жизнь Кузнецова подвигом, о нем издана книга "Сердце остановилось на перевале", ему посвящен специальный раздел в музее Дальневосточной железной дороги. О Кузнецове и сегодня помнят на Дальнем востоке - в 2012 году рядом с Кузнецовским перевалом и тоннелем был построен новый широкий тоннель, который был назван "Новый Кузнецовский тоннель", это было железнодорожное событие года.
Читать книгу "Сердце остановилось на перевале" тут: http://www.lorbat.ru/PR-Kuznetsov-book1.htm
Скачать книгу в формате PDF: https://cloud.mail.ru/public/2PtB/4c1cYJd1P
Я также записал видеорассказ о деде: https://youtu.be/tJKVPEMOPgU
Кузнецов А.П. в онлайн-шествии Бессмертного полка: https://youtu.be/3rgwMaMJ9xs
Подробная информация про Кузнецова А.П. тут: http://www.lorbat.ru/PR-Kuznetsov.htm
Операции
Документы