Московская битва

Шевченко Григорий Власович

Шевченко Григорий Власович
Дата рождения: 1 декабря 1918
Место рождения: село Бишкинь Сумской области -Украина
Дата смерти: 3 апреля 1992
Место смерти: город Харьков


Шевченко Григорий  Власович – участник Великой Отечественной войны,  военный лётчик, старший лейтенант, орденоносец, пережил плен, унижения и потери близких людей. Смог в нечеловеческих условиях   сохранить человечность и доброе отношение к жизни. Родился  на Украине -  село Бишкинь  Лебединского района Сумской области – 1 декабря 1918 года. В 1936 году был призван в ряды РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия). С детства мечтал стать лётчиком. И эта мечта вскоре осуществилась. В это время в Сталинграде уже существовала высшая  военная школа  лётчиков №7 имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата. Она появилась в городе  23 февраля 1930 года. С конца 30-х годов училище готовило летчиков-истребителей. В школу  лётчиков принимали юношей по направлению партийных и комсомольских организаций. 25 мая 1938 года  школа  была преобразована в училище. Обучение стало более качественным, курсанты учились по трехлетней программе, чего в то время не было даже в лётных школах фашистской Германии, готовившейся к войне. В 1936 году по рекомендации комсомольской организации был направлен  в это училище, которое успешно окончил весной  1940 года  в звании лейтенанта. Во время учёбы в Сталинграде  познакомился с девушкой Сидоренко Лидией Петровной, на которой женился после окончания учёбы. Вместе  отправились  к месту службы в Киргизию, в город Фрунзе, где их и застала  Великая Отечественная война. До декабря 1942 года находился в составе резерва ставки Верховного главнокомандования войск ВВС.  5 декабря его 224 бомбардировочный авиаполк  2-ого бомбардировочного авиакорпуса  был отправлен  в действующую  армию. Воевал на Донском,  Северо-Кавказском фронтах в составе 396 (ОАЭ) отдельной авиационной эскадрильи связи в должности командира звена. Летал на самолётах  У-2, Ут-2, И-15, Ути-4. Совершил 246 вылетов на связь, из них на Донском фронте -131 вылет, на Северо-Кавказском -115. В июне  1943 года был представлен к правительственной награде – ордену Красной звезды. В письменном представлении командира 396 отдельной эскадрильи связи капитана Василенко  сказано, что лейтенант Шевченко – опытный пилот, выполняет самые трудные задания,  в  начале своих полётов имел всего две поломки, но в дальнейшем учёл свои ошибки и продолжает летать без аварийных поломок, без вынужденных посадок. Под его руководством  звено совершило 477 вылетов на связь без происшествий. Летает в сложных метеоусловиях и на дальние маршруты, например, Выселки-Краснодар-Миллерово; Воронеж-Елец-Курск- Миллерово-Выселки и др. Передаёт  свой  опыт молодым пилотам, воспитывает в них патриотизм, мужество, силу воли, упорство. Вывод – достоин правительственной награды – ордена Красной звезды. 26 июня 1943 года ему была вручена эта награда. Летом 1943 года  воевал на Курской дуге. В сражениях участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов. На одном из самолётов сражался лейтенант Шевченко. Курская битва включает следующие стратегические операции: Курскую(с 5 по23 июля), Орловскую(с 12 июля по 18 августа), Белгородско-Харьковскую(с 3 по 23 августа). Битва продолжалась 49 дней. Коренной   перелом в ходе Великой Отечественной войны, начатый под Сталинградом, был завершён в  Курской битве. А словосочетание «Курская дуга» до сих пор ассоциируется с победным, героическим переломом в Великой Отечественной войне. 23 августа является Днём воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). Белгород, Курск и Орел стали первыми городами России, которым присвоено почетное звание «Город воинской славы». В этом есть заслуга и лейтенанта Шевченко Григория Власовича.В период проведения Орловской  наступательной операции  был сбит самолёт лейтенанта Шевченко. Вот как это было. 27 июля 1943 года лейтенант Шевченко вылетел на очередное боевое задание на самолёте У-2  и уже 28 июля в 9-30 – после выполнения задания – возвращался  на свой аэродром, расположенный в городе Калуга, но в часть не вернулся. Позже узнали, что его самолёт был сбит в районе села Казинки Орловской области,  на территории, занятой  немцами. Попал в плен.  29 июля 1943 года – это дата его пленения. Два месяца находился в плену  сначала в прифронтовой зоне - в складском помещении – откуда был перемещён по железной дороге в Польшу, в лагерь Шталаг (это означает действующий лагерь) Люфтваффе-2, который находился в районе  города Лодзь. 10 октября 1943 года был  доставлен в лагерь. Его лагерный номер 3209. А 30 сентября 1943 года появился приказ Управления кадров Красной Армии  о том, что лейтенант Шевченко исключён из списков Красной Армии в связи с тем, что пропал без вести в июле 1943 года. Извещение было отправлено его жене в город Фрунзе.О лагере  Шталаг Люфтваффе – 2. Шталаг находился в ведении Люфтваффе. Функционировал с конца лета 1941 г. до 1 сентября 1944 г. Среднедневное число советских пленных колебалось в границах от около 400 до чуть более 1000 человек. Условия пребывания в лагере были средне тяжелыми по сравнению с тем, что выпало на долю других пленных, например в концентрационных лагерях Освенцим или Маутхаузен. Лагеря Люфт подчинялись авиационному командованию Германии в отличии от остальных лагерей, которые находились в подчинении Вермахта. Пленные лагерей Люфтваффе работали на аэродромах. В Лодзи был большой военный аэродром и авиационный завод. Именно на аэродроме работал пленный Шевченко Г.В.  техником самолётов. В лагерях Люфт было намного легче, чем в подчинении Вермахта. Часть пленных работала на лодзинских фабриках, на строительстве большой перегрузочной железнодорожной станции на Олехове. Luft II был ликвидирован 1 сентября 1944 г., когда большинство пленных было вывезено в Шталаг Люфт 3 в Жагане. А пленный Шевченко был вывезен в Чехословакию, где находился  до конца войны. По завершении немецкой оккупации Лодзи (19 января 1945 г.), в марте-апреле в оставшихся после шталага бараках был размещен лагерь немецких военнопленных, который функционировал до 1948 года. 1 июля 1945 года Шевченко Г. В. был освобождён из плена по репатриации. Репатриация - это возвращение в страну проживания и восстановление в правах граждан, которые по разным причинам находятся за пределами своей страны в качестве беженцев, военнопленных, перемещенных лиц и эмигрантов. Возвращался  домой после плена с тревожным  предчувствием, которое его не подвело. Вся  дальнейшая жизнь превратилась в страшный кошмар, который он смог только со временем преодолеть. Потерял в жизни самое дорогое – любимую профессию, семью, где на тот момент подрастала дочь.  О профессии лётчика  ему было приказано забыть навсегда. В то время факт нахождения в немецком плену в биографии советского гражданина становился для него несмываемым позором, влекшим подозрения в предательстве. И с этим грузом  жил и выживал герой Великой  войны Шевченко Григорий Власович. Новая семья, родившийся сын, другая профессия помогли ему найти своё место в мирной жизни. После войны проживал на Украине, в городе Харьков, где и умер в возрасте 74 лет.