Московская битва

Дугаржабон Дондок

Дугаржабон Дондок
Дата рождения: 1906
Место рождения: село Аргалей Агинского района Читинской области в местности Зуун Аргали – Дабаата
Дата смерти: 29 января 1944
Место смерти: Белоруссия

История о моем прадедушке со слов моей тети Розы. 

Наш дед не вернулся с войны. Наш дедушка Дугаржабон Дондок родился в 1906г. в семье Цымпилова Дугаржаб и Табхаевой Даримы в селе Аргалей Агинского района Читинской области в местности Зуун Аргали – Дабаата. В семье у родителей было пятеро детей, из них трое сыновей, наш дед в семье был старшим, среднего звали Цыден (Мархаажии), младшего брата - Дашинорбо. Дочерей звали Хончин и Бальжинима. В 1925 г.женился на Найдановой Мажит, она была родом из Челутая, местности Лазо. Родились дети Дулма, Пурбо, Бальжима, Долгоржаб, Долгор, Зоя. Сначала они жили и работали в Аргалее. Деду- шка был заботливым, серьёзным и строгим человеком, потому ему всегда поручали ответственные должности. В 1931г. семьёй переехали в с.Хойто-Ага, куда он был направлен сначала секретарём сельского совета, затем работал председателем сельского совета. В 1937 г. окончил курсы совстроительства в г. Улан-Удэ. В 1938 г. был направлен инструктором Агинского окрисполкома, а позже с 1940г. был назначен председателем Агинского райсобеса. Бабушка Мажит до войны работала поваром в Агинском общежитии. На войну уходил он в августе 1942г. в возрасте 36 лет. Забрали его прямо с сенокоса. Дулма абгай (сестра нашего отца Пурбо) рассказывала, что провожая родных на войну, долго стояли у военкомата. 4-летней сестре Долгоржаб хотелось пить. Когда Дулма абгай с сестрёнкой Долгоржаб сходили к Нуралха абгай, попили и вернулись, отца уже не было. Так, они не успели попрощаться с отцом. Сыну Пурбо удалось его проводить, и, когда мобилизованных увозили на грузовой машине, он долго бежал за грузовой машиной полуторкой с военкомата до Дома пионеров, плакал всю ночь, наверное, чувствовал, что не вернётся. Провожая мужа на войну, всегда выдержанная наша бабушка Мажит еле сдерживала себя, чтобы не разрыдаться. Скоро в 1943 г.она переехала обратно в Аргалей и пошла работать дояркой. Рядом с матерью начала трудиться в 15 лет старшая Дулма, а 14-летний сын Пурбо пошёл работать табунщиком. Сначала наш дедушка служил в п/п 08740 1138 сп 338 стрелковой дивизии пулемётчиком. Был ранен и лежал в госпитале, но затем в свою часть не попал и был направлен в пехотные войска. Дедушка писал письма домой. К сожалению, они не сохранились, но бабушка рассказывала о письмах с фронта. В них спрашивал о своих детях. «Как там мои дети? Как младшенькая – дочь Зоя, ещё не показала свой характер?» Своей младшей дочери он дал имя в честь героя Зои Космодемьянской. 

Весной 1944г. пришло извещение о его гибели. Погиб наш дедушка 29 января 1944г. в Белоруссии. Воевавший вместе земляк из соседнего села вернулся с войны, рассказал, что после взрыва бомбы очнулся и увидел шарф Дондока на дереве, исходя из чего понял, что друг погиб. Было ему всего 38 лет. Наш отец Пурбо часто, с чувством горечи утраты, вспоминал о своём отце. По воспоминаниям отца, бабушки, родных, земляков наш дедушка был добрым, спокойным и красивым человеком. Два брата нашего деда вернулись с войны живыми. Мархаажи ахай после войны работал скотоводом в своём селе Аргалей, умер в 1970 г. Дащинорбо ахай после войны работал парторгом в колхозе им. Чапаева, а затем на автолавке, прожил до 1995г. Оставшись одна, наша бабушка вырастила и воспитала шестерых детей, работала дояркой на ферме не покладая рук. Она дала не только детям хорошее воспитание, но и нас, внуков, учила тому, как важно быть человеку работящим, честным и добрым. 

В 2011г. внучка Цыцыгма Буентуева разыскала место захоронения в Белоруссии, Витебской области, Лиазнинском районе, в 600м. из деревни Заозёрье . В документах сказано, что перезахоронен из деревни Заозёрье в воинкое захоронение №4300 Старь Добромыслинского сельского Совета Лиазнинского района. Его имя и его учётные данные внесены в Мемориал Славы. Осенью 2012 года три его дочери Долгоржаб, Долгор, Цыбегмит, внуки Батор Сультимов, Чингис Сультимов, Цыцыгма Дондокова, Цыцыгма Буентуева и правнуки Эрдэм Дашинимаев, Марина Батоева сьездили в Белоруссию поклониться своему отцу, дедушке. Они поклонились усопшим, возложили цветы, совершили подношение, осыпали место горстью родной аргалейской земли. Внук Чингис-лама прочитал молебен. Родные с волнением. с чувством, как бы встретились с ним, стояли у мемориальной плиты с именем дорогого им человека. В памяти 78-летней Долгоржаб-абгай отец сохранился молодым и красивым. «Никогда не думала, что доведётся поклониться его праху, но я благодарна судьбе, что даже в столь преклонном возрасте мне довелось с родными побывать в местах его сражений за тысячу километров от родной земли и помолиться на его могиле...» 

Возможно, он сказал спасибо, за то что приехали, что помнят о нём, что род его стал большим и сильным. Возможно, он сказал напутствия… Хотя, если душа перерождается в следующем поколении, возможно, он живет среди нас и видит всё своими глазами.. Хотя мы, внуки, не видели своего дедушку, хорошо знаем его по фотографии, его очень любим, им гордимся и свято чтим его память. Можно с уверенностью сказать, что внуки и правнуки достойно несут имя своего дедушки Дугаржабона Дондока. Вечная память всем воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны!

 Роза Базарова.