Ганской Александр Федорович
Гордость нашей семьи и моя гордость
- мой любимый дедушка Ганской
Александр Федорович родился 30
сентября 1917 года в с.Татарбунары,
Украинской ССР, Одесской области.
Детство и юность дедушки прошли в
г.Киеве.
С 1937 по 1940гг. А.Ф.Ганской служил в рядах
РККА
ВУС 071 воздушный стрелок радист.
Служба в милиции с 1940г.
До войны проживал в г.Белгород-Днестровский,
ул.Новороссийская, дом 17.
В марте 1942 года был призван на фронт.
Место призыва: Белореченский РВК,
Краснодарский край, Белореченский р-н
Звание: Сержант
Должность: командир отделения
зенитно-пулеметного взвода 97-го отдельного
моторизированного понтонно-мостового
Свирского ордена Красной Звезды батальона
26 саперной бригады 8-й Саперной
Армии Южного, а впоследствии Закавказского
фронта, 56 Армии Северокавказского
Фронта, 7-й Армии и 14-й Армии Карельского
фронта, Беломорского ВО (06.03.1942-15.07.1947
гг.). С 02.07.1944 ОПМБ переименован в 97-й
отдельный моторизованный понтонно-мостовой
Свирский ордена Красной Звезды батальон.
Ранения: осколочное ранение в
позвоночник(не операбельное, всю жизнь
прожил с осколком).
Награды:
1.Орден
«Красной звезды»Керченско-Эльтигенская
десантная операция 31 октября - 11 декабря
1943г.
Описание подвига: "Отделение
тов.Ганского показало образцы мужественной
и отличной работы при строительстве
пристаней на косе Чушка. Работы проходили
под артобстрелом противника, в условиях
штормовой погоды. Отличной работой
тов.Ганской обеспечил своевременное
выполнение задания - постройку пристаней,
что дало возможность своевременной
посадки десантных частей."
2.Медаль
«За оборону Кавказа»
3.Медаль «За
оборону Советского Заполярья»
4.Благодарность
за Петсамо-Киркенесскую операцию
5.Медаль
«За победу над Германией»
6.Орден
Отечественной войны II степени
7.Медаль
«40 лет победы в Великой Отечественной
Войне 1941-1945гг.»
8.Медаль «50 лет
Вооруженных сил СССР»
9.Медаль «70
лет Вооруженных сил СССР»
10.Медаль
«За доблестный труд»
Член ВЛКСМ с 1943 года
После войны никого из родных и близких
в живых не осталось и дедушка приехал
на Алтай, где и проработал 30 лет на
Западно-Сибирской железной дороге (ОП
23 км, Лосиха-Баюново; ОП 44 км с.Овчинниково).
В 1947 году А.Ф.Ганской женился на Дергуновой
Наталье Ивановне 22.08.1922 г.р. В браке родились
четверо детей: сын Виктор, дочери:
Валентина, Людмила (моя мама) и Надежда.
Трудовой путь: 30 лет А.Ф.Ганской трудился на
Западно-Сибирской железной дороге
Алтайского отделения: ОП 23 км,
Лосиха-Баюново; ОП 44 км с.Овчинниково. За доблестную работу дедушка включен в книгу почета Бийской дистанции пути.
Дедушка прожил замечательную, яркую
жизнь.
13 июля 1989 года дедушки не стало…
Похоронен
А.Ф.Ганской на кладбище с.Овчинниково
Алтайского края (ОП 44 км
Западно-Сибирской железной дороги).
Боевой
путь:
97-й отдельный моторизованный
понтонно-мостовой Свирский ордена
Красной Звезды батальон 26 саперной
бригады 8-й Саперной Армии Южного, а
впоследствии Закавказского фронта, 56
Армии Северокавказского Фронта, 7-й
Армии и 14-й Армии Карельского фронта,
Беломорского ВО (06.03.1942-15.07.1947 гг.).
В
составе действующей армии:
с
06.03.1942 по 03.12.1943
с 14.06.1944 по
09.05.1945
Ключевые даты:
1.С лета 1942 года
обеспечивает отступление войск Южного
фронта.
2.В 1942-1943 годах ведёт
оборонительные и наступательные действия
на Кавказе. В мае 1943 года батальон был
придан танковой группе Северо-Кавказского
фронта (5-я гвардейская танковая бригада
и 63-я танковая бригада), обеспечивал
действия группы по освобождению станицы
Крымская. В ходе боевых действий
обеспечивал переправу войск через реки
Адагум, Вторую и Шибик. Непосредственное
участие в руководстве этой операцией
принимал маршал Г.К. Жуков, находившийся
на наблюдательном пункте 56-й армии
Северо-Кавказского фронта.
3. Осенью
1943 года выведен в резерв.
4. В мае
1944 года переброшен на Свирский
оборонительный рубеж, где обеспечивал
переправу войск 7-й армии через Свирь,
а затем через другие водные преграды.
5.
В сентябре 1944 переброшен в Заполярье,
где принимал участие в Петсамо-Киркенесской
операции, обеспечивая форсирование
реки Печенга c 12 по 16.10.1944. В двадцатых
числах октября 1944, поддерживая войска
99-го стрелкового корпуса, вместе с 20-й
моторизованной штурмовой инженерно-сапёрной
бригадой наводил переправы через озеро
Салми-Ярви, Ланг-фьорд, Бек-фьорд, создавая
условия для штурма Киркенеса. После
окончания операции остался в составе
14-й армии и больше в боевых действиях
участия не принимал.
История
формирования 97 ОПМБ: Батальон
сформирован в октябре 1941 г. в г.Батайске
Ростовской области и вошел в состав 26
Саперной бригады 8 Саперной Армии под
№1606 Отдельный Саперный батальон.
Переформирование батальона было
закончено 9 марта 1942 года в городе
Ростов-на-Дону, после чего ему было
присвоено наименование 97-й отдельный
понтонно-мостовой батальон, который
вошел в состав инженерных войск Южного
Фронта.
Командир батальона: старший
лейтенант Лукьянов
Военный комиссар:
политрук Соломонов
Начальник штаба:
военный инженер 3-го ранга Рябов
Л.Д.
Помощник комбата по технической
части: военный инженер 3-го ранга Максимцев
Н.Е.
Секретарь парторганизации: капитан
Игнатенко
Секретарь ВЛКСМ: Тимофеев
В состав батальона входили:
•
1-я понтонная рота командир роты
техник-интендант 1-го ранга Булгачев
И.А.
• 2-я понтонная рота
командир роты лейтенант Кравченко
И.Ф.
• технический взвод
командир взвода младший лейтенант
Калиниченко
• зенитно-пулеметный
взвод, командир взвода лейтенант
Домбровский В.В.
• взвод
управления
• технический
и ремонтно-транспортный взвод
•
взвод боепитания, фуражного и
обозно-вещевого снабжения
•
санчасть.
Всего 430 человек.
Но если многие понтонно-мостовые
батальоны были моторизованными т.е.
весь понтонно-мостовой парк перевозили
на автомашинах, то 97 батальон перевозил
имущество водным транспортом на баржах.
Зенитно-пулеметный взвод 97 ОМПМБ:
1.Командир зенитно-пулеметного взвода
ст.лейтенант Апушев Василий Иванович
1918г.р.
2.Командир отделения
зенитно-пулеметного взвода сержант
Ганской Александр Федорович
1917г.р.
3.Командир отделения
зенитно-пулеметного взвода ст.сержант
Майданник Ихиль Лейбович
4.Пулеметчик
зенитно-пулеметного взвода красноармеец
Айбулатов Беркулат 1897г.р.
Хронология боевых действий 97
ОПМБ:
1.С марта по июль 1942 года
личный состав 97-го батальона вместе с
рабочими ростовских заводов «Красный
Дон» и «Красное Знамя» занимался
изготовлением понтонно-мостового
парка.
2.13.07.1942 года приказом начальника
штаба Инженерных Войск Южного Фронта
за №120521 комбату Лукьянову было предписано
«… передислоцировать водным путем 97-й
батальон в г. Белая Калитва. Срок прибытия
к месту дислокации 17.07.1942 года».
В
тот же день в 15.00 имущество батальона
(переправочный парк КМП – 26) с пристани
ростовского завода «Красный Флот», было
погружено на баржу №29 и отправлено по
маршруту Ростов на Дону – Белая Калитва,
в сопровождении группы военнослужащих
батальона в составе 115 человек (от 1 роты
взвод с командой – 45 человек, от 2 роты
взвод с командой – 45 человек, мостовой
взвод с командиром взвода – 17 человек,
хозотделение – 8 человек).
Остальной
личный состав батальона 14.07.1942 года в
14.00 в количестве:
•
256 человек погрузился на теплоход
«Товарищ» и отбыл с пристани «Аксай» к
новому месту дислокации;
•
59 человек в составе
ремонтно-транспортного взвода, управления
штаба и боепитания выдвинулся к новому
месту назначения на нескольких
автомашинах.
3.Однако уже в пути следования в связи
с изменением оперативной обстановки
на фронте, 97-й батальон получил новый
приказ начальника штаба Инженерных
Войск Южного Фронта «… навести совместно
с 98 опмб понтонный мост через р. Дон в
районе ст. Раздорская».
4.Хронология
Раздорской переправы через р.Дон
(18.07.1942-22.07.1942): Хронология детально
описана в книге Анатолия Викторовича
Шатохина «Годы, опаленные войной»
Хроникально-документальное повествование.
2008 г. Книга повествует о событиях в
районе станицы Раздорской в июле 1942
года и январе-феврале 1943 года. В книге
представлены схемы боевых действий на
территории станицы. Анатолий Викторович
Шатохин любезно подарил мне один
экземпляр своей книги. Отрывки из книги:"Первыми признаками отступления
наших войск для жителей станицы Раздорская
и соседних населенных пунктов было
появление беженцев с Украины, Белоруссии
и северных районов Ростовской области,
огромного количества голов скота,
угоняемого в тыл, колонн тракторов,
комбайнов и другой сельскохозяйственной
и боевой техники. В станице Романовская (мост), Бронницкая,
Цымлянская, Константиновская, Николаевская,
Раздорская, Мелеховская, Багаевская,
г. Аксай работали паромные переправы
и были наведены мосты, которые не могли
справиться с такой массой людей, скота
и техники. Были организованы отстойные
площадки в районе этих населенных
пунктов, где устанавливалась очередность
переправы. Сплошным потоком шли люди. На переправах
существовал жесткий порядок - сначала
военная техника и солдаты, потом
гражданское население. Огромный поток вражеских войск быстро
двигался к югу, сопровождаемый воздушным
корпусом 4-го немецкого воздушного
флота, наносившим бомбовые удары по
железнодорожным станциям, узлам шоссейных
дорог и мостам, а также непрерывно
штурмовавшим с воздуха отступавшие
части Красной Армии. Положение советских войск было тяжелое.
Большая часть артиллерии отстала,
авиации было мало, многие тыловые
учреждения и базы потеряли связь со
своими соединениями, не хватало
боеприпасов, горючего и продовольствия. Разрозненные фронтовые и армейские
инженерные части, двигавшиеся в общем
потоке отступавших войск, были в
большинстве случаев лишены связи со
своими начальниками и действовали по
собственной инициативе. В меру своих
сил и возможностей они помогали полевым
войскам оторваться от противника. Однако
в условиях равнинной местности и сухой
погоды, позволявших вражеским колоннам
двигаться по бездорожью, устанавливаемые
саперами на дорогах заграждения были
малоэффективны. На устройство же полос
заграждений не было ни времени, ни сил,
ни средств. Значительную помощь отступающим
войскам в этот период оказали
понтонно-мостовые части, личный состав
которых с беззаветным мужеством выполнял
свой долг. Сегодня с полной уверенностью можно
назвать тех, кто в июле 1942 года организовал
переправу в станице Раздорская и
обеспечил отступающие войска Красной
Армии возможностью переправиться на
левый берег Дона. Тех, кто ценою собственной
жизни под ливнем пуль и бомб вражеской
авиации, соединив два берега Дона тонкими
нитями переправ готовыми оборваться в
любой момент спас сотни тысяч советских
солдат и мирных жителей. Тех о ком до
сегодняшнего дня мы не знали. 37-й ОМПМБ (отдельный
моторизованный понтонно-мостовой
батальон) впоследствии получивший
наименование 37-й отдельный моторизованный
понтонно-мостовой Полоцкий, Орденов
Богдана Хмельницкого и Красной Звезды
батальон Южного, Северо-Кавказского
фронта, 9-й понтонно-мостовой бригады
2-го и 3-го Белорусского Фронта,
Забайкальского фронта ВО (25.06.1941-15.08.1946
гг.). 97-й ОПМБ (отдельный
понтонно-мостовой батальон) 26 саперной
бригады 8-й Саперной Армии Южного, а
впоследствии Закавказского фронта, 56
Армии Северокавказского Фронта, 7-й
Армии и 14-й Армии Карельского фронта,
Беломорского ВО (06.03.1942-15.07.1947 гг.). 98-й ОПМБ, сформирован
06.03.1942 года из 1614 осапб (отдельный саперный
батальон). 15.07.1943 года переименован в
137 омпмб.170-й ОИБ (отдельный
инженерный батальон) Южного,
Северо-Кавказского, Закавказского
фронтов. 19.06.1942 года переформирован из
170 омстб (отдельный мостостроительный
батальон). 10.09.1943 переименован в 131 оиб
(отдельный инженерный батальон), войну
закончил 09.05.1945 гг..История Раздорской переправы.16 июля 1942 года первым в станице
Раздорская организовал паромную
переправу через р. Дон 37-й ОМПМБ входивший
в состав Южного Фронта. Указанный
батальон прибыл в станицу Раздорская
из района деревни Клоково Харьковской
области, где личный состав батальона в
первой декаде июля 1942 года наводил
переправу через р. Северский Донец,
обеспечивая отход наших войск на новые
рубежи.Три парома и две баржи 37-го ОМПМБ
наведенные в станице Раздорская в
течение шести суток непрерывно
переправляли людей и технику. С подходом вечером 18 июля 1942 года к
реке Дон 97-го и 98-го ОМПМБ в районе станицы
Раздорская был наведен понтонный мост. ""Самый большой урон огнем вражеской
авиации во время ночного налета был
нанесен наведенному 97 и 98 батальонами
понтонному мосту. От прямого попадания
бомб в понтонный мост погиб командир
взвода 97-го ОПМБ младший лейтенант Лайпанов
М.И., ранены рядовые понтонеры Малый,
Недвига, Голощапов, которые, не смотря
на ранения, не покинули переправу, до
окончания воздушного налета сводя
воедино разбитые звенья моста. В ходе
воздушного налета было разбито 82
полупонтона (что составляет более 80%
парка моста). В связи, с тем, что
дальнейшее наведение моста не
представлялось возможным, и мост
прекратил свое фактическое существование,
а так же отсутствовала возможность
эвакуации переправочного парка,
командованием 97 и 98 понтонно-мостовых
батальонов было принято решение об
уничтожении оставшейся не значительной
части мостового парка, которая была
подорвана и затоплена у левого берега
р. Дон в районе, где был наведен понтонный
мост.
В период с 18.07 по 22.07.1942 года
силами 97 и 98 ОПМБ по наведенному понтонному
мосту было переправлено (пропущено):
•
10 частей - 37 Армии;
•
3 части - 8 Саперной Армии;
•
12 частей - 9 Армии;
•
2 части - ВУОС;
•
4 части - 24 Армии;
•
1 часть - 21 Армии;
•
2 части - 27 Армии;
•
4 части - 38 Армии;
•
2 части - 12 Армии;
Из них:
•
Кавалерийский корпус – 1;
•
Стрелковые дивизии – 8;
•
Артполк – 3;
Так же:
•
автомашин – 115;
•
пушек – 32;
•
трактор с прицепом – 13;
•
повозок – 1.300;
•
скот (2 гурта) – 1.000 голов;
•
людей – 85 000!!!! (за 4 дня было
переправлено 85 тысяч человек!!!)
Под
непрерывным обстрелом, бомбежками по
переправе прошли десятки тысяч солдат,
мирных жителей, переправлены тысячи
тонн народнохозяйственных грузов. Она
стала переправой жизни для многих людей,
спасавшихся от наступавших немецких
войск. Всего же по предварительным
данным в районе Раздорской переправы
погибло и пропало без вести более 10.000
солдат, офицеров Красной Армии и мирных
жителей, эвакуировавшихся в тыл СССР.
О Раздорской переправе упоминается
и в книге «На боевых рубежах Кавказа».
Очерки по инженерному обеспечению битвы
за Кавказ в Великой Отечественной войне.
Автор: Баданин Б. В. М.: Воениздат,
1962. — 152 с. — Тираж 15.000.
«Значительную помощь войскам в этот
период оказали понтонно-мостовые части,
личный состав которых с беззаветным
мужеством выполнял свой долг. Так было,
например, при отходе за Дон соединений
9-й и 37-й армий. В станице Раздорской 37-й
понтонно-мостовой батальон организовал
паромную переправу через Дон. Три парома
в течение шести суток непрерывно
переправляли людей и технику. С
подходом к реке 97-го и 98-го понтонно-мостовых
батальонов в этом же районе был наведен
понтонный мост из парков ДМП. Весь район
переправы непрерывно бомбила фашистская
авиация. Но понтонеры, несмотря на
потери, быстро восстанавливали повреждения
и, до конца выполнив свой долг, обеспечили
переправу не только войсковых соединений,
но и многих гражданских организаций и
местного населения, эвакуировавшихся
на юг.»22.07.1942 год.Время 03:00 Личный
состав 97 и 98 понтонно-мостовых батальонов,
покинув район Раздорской переправы,
вышел по маршруту: Раздорская –
Сусатский – Калинин – Веселый –
Поздеевка – Новомихайловская
(Краснодарского края).
5.С 22.07 по
06.09.1942 года 97 ОПМБ выполнял боевые задания
по постройке мостов, ремонту дорог и
строительству оборонительных сооружений
в составе ЮФ
6.Май 1943 год. Битва за
станицу Крымская Роты понтонно-мостового
батальона были нацелены на организацию
переправ через реки Адагум, Вторую и
Шибик. Непосредственное участие в
руководстве этой операцией принимал
маршал Г.К. Жуков, находившийся на
наблюдательном пункте 56-й армии
Северо-Кавказского фронта.С наблюдательного пункта командующего
56-й армией А.А. Гречко, где находился
Г.К. Жуков , хорошо были видны
станица Крымская и вся
панорама воздушного и наземного побоища.
Г.Жуков докладывал в то время по
прямому проводу Сталину: "Сколько
видел боев, но таких ожесточенных не
приходилось видеть. Храбрость советских
бойцов не знает границ".
7.Керченско-Эльтигенская десантная
операция (31 октября — 11 декабря 1943
года) Крупнейшая десантная операция
периода Великой Отечественной войны
войск Северо-Кавказского фронта (с 20
ноября 1943 года — Отдельная Приморская
армия), Черноморского флота и Азовской
военной флотилии, проведенная с целью
освобождения Керченского полуострова.
Итогом операции стал захват плацдарма
на Крымском полуострове.Краткое,конкретное
изложение личного боевого подвига или
заслуг А.Ф.Ганского: «Отделение
тов.Ганского показало образцы мужественной
и отличной работы при строительстве
пристаней на косе Чушка. Работы проходили
под артобстрелом противника, в условиях
штормовой погоды. Отличной работой
тов.Ганской обеспечил своевременное
выполнение задания - постройку пристаней,
что дало возможность своевременной
посадки десантных частей. За мужество
и отвагу и отличное выполнение заданий
тов.Ганской достоин Правительственной
награды медалью "За боевые заслуги".» Но
командование, оценив вклад отделения
в итог операции, приказом войскам 56
армии № 0151/н наградили сержанта
А.Ф.Ганского орденом «Красной
звезды».
8.Осенью 1943 года 97 ОПМБ
выведен в резерв.
9.В мае 1944 года 97
ОПМБ переброшен на Свирский оборонительный
рубеж Обеспечивал переправу войск
7-й армии через реку Свирь, а затем через
другие водные преграды. Свирско-Петрозаводская
операция (21 июня 1944 — 9 августа 1944) —
наступательная операция советских
войск левого крыла Карельского фронта,
а также Ладожской и Онежской военных
флотилий против финских войск в южной
Карелии.Часть Выборгско-Петрозаводской
стратегической наступательной
операции. К 24 июня Свирь была
форсирована на всем ее протяжении. 24
июня 1944г. Москва салютовала победе на
Свири. За воинские подвиги 44 частям и
соединениям Карельского фронта было
присвоено звание "свирских"(в том
числе и 97 ОПМБприсвоено звание
«Свирский»), а 51 воину присвоено
звание Героя Советского Союза. Исход
Свирско-Петрозаводской операции имел
огромное значение: была освобождена
Карелия, высвобождены крупные воинские
силы для участия в боевых действиях на
других фронтах. Советские войска нанесли
поражение противнику, продвинулись в
западном и юго-западном направлениях
на 110-250 километров, освободили большую
часть Карело-Финской ССР и, тем самым,
создали предпосылки для выхода Финляндии
из войны.
10.В сентябре 1944 97 ОМПБ
переброшен в Заполярье, где принимал
участие в Петсамо-Киркенесской операции,
обеспечивая форсирование реки Печенга
c 12 по 16.10.1944. Петсамо-Киркенесская
операция — наступательные боевые
действия войск Карельского фронта и
Северного флота ВМФ СССР против войск
вермахта на севере Финляндии в области
Петсамо и на севере Норвегии с 7 октября
по 1 ноября 1944 года во время Второй
мировой войны.Действия 99-го
стрелкового корпуса обеспечивали 20-я
штурмовая бригада и 97 -й отдельный
понтонно-мостовой батальон .
Используя табельное имущество и подручные
средства, инженерные войска, почти не
задерживая темпа наступления, навели
переправы через озеро Салми-Ярви,
Ланг-фьорд, Бек-фьорд и создали условия
для штурма последнего оплота
немецко-фашистских войск на Крайнем
Севере города Киркенес." С 12 по
16 октября 1944г. выполняя поставленную
задачу, саперы 109-го, 64-го штурмовых,
97-го и 30-го понтонных, 31-го армейского
инженерного батальонов оборудовали 10
пунктов переправ, в том числе 6 мостовых,
4 из которых вступили в строй в течение
первых суток после выхода передовых
частей к реке (Петсамо-йоки). Действия
99-го стрелкового корпуса обеспечивали
20-я штурмовая бригада и 97-й отдельный
понтонно-мостовой батальон." Инженерные
войска в боях за Советскую Родину. Цирлин
А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев
Е. Н.Воениздат, 1970.
11.В 20 числах октября 1944 97 ОПМБ, поддерживая
войска 99-го стрелкового корпуса, вместе
с 20-й моторизованной штурмовой
инженерно-сапёрной бригадой наводил
переправы через озеро Салми-Ярви,
Ланг-фьорд, Бек-фьорд, создавая условия
для штурма Киркенеса(Норвегия).
12.После
окончания Петсамо-Киркенесской операции
97 ОМПМБ остался в составе 14-й армии и
больше в боевых действиях участия не
принимал.
Из воспоминаний Героя Советского
Союза Смирнова Григория Яковлевича
(37 отдельный моторизованный
понтонно-мостовой батальон):«Тяжёл ратный труд понтонёров. Специфика
понтонных войск особенная. Если другие
рода войск могут использовать укрытия
на исходных позициях для личного состава
и техники в период бомбовых ударов и
артиллерийских налётов противника, то
понтонёры этой возможности не имеют.
Они обслуживают понтоны, паромы, мосты
и всё время находятся на воде –
обеспечивают живучесть плавсредств.
Паромы и понтоны имеют некоторую
возможность маневрирования, конечно
относительного и почти не оберегающего
их от прямого попадания бомб и снарядов.
И вода, безусловно, никогда не была
спасительной и защитной средой, даже
от осколков. На войне понтонёров называли
«штатными штрафниками». Почему? Потому
что провинившийся боец из любого рода
войск попадает в штрафбат только на
некоторое время. Или ему удаётся искупить
свою вину кровью (тогда он реабилитируется),
или при выполнении задания он остаётся
лежать в земле. А понтонёр всегда под
огнём, всегда по штату – «штрафник».
При наступлении понтонёры впереди войск
организуют переправу, находясь на воде,
а при отходе они – всегда сзади всех,
пока не переправят последнего солдата,
повозку, автомашину и так далее, и почти
всегда понтонёров настигает противник,
наступая им на хвост. Помимо того, что
в это время приходится отбиваться от
врага, нужно ещё и разобрать паромы и
погрузить имущество на машины. А это
никогда без жертв не обходится. И эта
понтонёрская технологичность всю войну
– постоянная. Конечно же, человек ко
всему привыкает, как говорится по-научному,
адаптируется. И, действительно, понтонёры
– храбрые, выносливые, мужественные
бойцы, смотрящие смерти в глаза смело
и твёрдо. Понтонёры – самоотверженные
труженики войны.»
Не смотря ни на какие трудные жизненные
обстоятельства мой дедушка всегда
оставался светлым и поистине добрым
Человеком! Он настоящий Герой! Он моя
гордость!
Слава Героям Великой
Отечественной Войны!!!