Московская битва

Яковлев Артемий Яковлевич

Яковлев Артемий Яковлевич
Дата рождения: 9 марта 1926
Место рождения: Чувашская АССР Вурнарский район деревня Чирыш-Хирлепы
Дата смерти: 20 января 2008
Место смерти: Чувашия, Вурнарский район , село Альменево

Яковлев Артемий Яковлевич. .(09.03.1926.-20.01.2008.)Вурнарский район село Альменево.Чем дальше уходит от нас Великая Отечественная война, тем чаще мы вспоминаем о подвигах солдат. События фронтовых лет , рассказанные дедами и отцами, наша память удерживает надолго и прочно.Яковлев Артём Яковлевич родился 9 марта 1926 года в деревне Чириш-Хирлеп  Вурнарского района в  крестьянской семье. Окончил  7 классов и курсы шофёров.В не полных восемнадцать лет, 9-го января 1943-го года его призвали в ряды Красной Армии. С декабря 1943 года по июнь 1944 года проходил курсы шофёра в 6 отдельном учебном автополку в Подмосковье. С 17-го апреля  1944-го года непосредственно принял участие в боевых действиях, в составе 286-го отдельного моторизованного батальона особого назначения , 61армиии . В конце сентября 1944-го года 61-я армия была включена в состав 3-его Прибалтийского фронта. В ходе Рижской операции участвовала в освобождении г. Рига.В составе 286-го отдельного моторизованного батальона особого назначения батальона  и рядовой Яковлев А.Я.. Как и многим его товарищам, ему были объявлены благодарности в приказах т. Сталина, 14 мая 1944 г. за освобождение г. Пинска, 13-го октября за освобождение г. Риги, 17-го января 1945 г. за освобождение г. Варшавы. В декабре 1944-го года 61-я армия была включена в состав 1-го Белорусского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Участвуя в Висло-Одерской стратегической операции войска 1-го Белорусского фронта, провели Варшавско-Познанскую операцию. Освободили центральную часть Польши, в том числе и Варшаву, вышли к Одеру. При форсировании озера Хавель-Зее  1 апреля 1945 года водитель Яковлев под огнем противника перебрасывал войска и технику , совершил при этом 6 рейсов. За отличные боевые действия был награжден правительственной наградой орденом « Красная Звезда».    Помимо танков «россыпью» Г. К. Жуков попросил у И. В. Сталина один танковый корпус и два мехбатальона особого назначения (ОСНАЗ) амфибий. Батальоны амфибий в заявке подчеркнуты карандашом. Действительно, среди озер и каналов на берлинском направлении специальные средства форсирования были ценнее потрепанного корпуса с другого участка фронта. Плавающие танки в СССР не производились с 1941 г. и батальоны амфибий комплектовались поступавшими по ленд-лизу плавающими автомобилями Ford GPA. Запрос был удовлетворен, и к 12 апреля в районе Либбенау сосредотачивались 283-й и 286-й батальоны амфибий. Сами по себе батальоны автомобилей-амфибий не были новинкой — в состав 1-го Белорусского фронта уже входили 273-й и 274-й мехбатальоны ОСНАЗ. Всего в Красной армии на тот моменты было десять батальонов ОСНАЗ, т.е. едва ли не половина была собрана под Берлином. По частной директиве № 00540/оп 61-я армия должна была форсировать Одер и уже к исходу дня 16 апреля овладеть обширным плацдармом на его западном берегу. Что интересно, именно в частной директиве 61-й армии мелькает в явном виде дата начала наступления — 16 апреля. Во всех остальных директивах написано только: «Время начала наступления согласно моих личных указаний». Армии П. А. Белова передавался 286-й батальон особого назначения (амфибий), прибывший незадолго до начала операции. На 15 апреля 286-й батальон ОСНАЗ насчитывал в строю 99 амфибий. Из воспоминаний одного из участников захвата плацдарма на левом берегу р. Одер: « 61-я армия в первый день наступления с 6.00 16-го апреля двумя батальонами 397-й дивизии 89-го стрелкового корпуса вела разведку боем на западном берегу Одера. Немцам удалось предотвратить форсирование Одера. Предпринятая в 15. 00 вторая попытка форсировать реку, также, успеха не имела. На второй день в 6.05 началась арт. Подготовка, продолжавшаяся до 6.50 и в 6.20, под прикрытием арт. огня войска 61-ой армии начали переправу через Одер. С наступлением темноты рота 286-го батальона амфибий начала перевозку на плацдарм частей 397-ой дивизии 89-го Варшавского Краснознамённого стрелкового корпуса. 18-го апреля была построена понтонная переправа, однако немецкая авиация в 10.30 разбомбила её. Пока восстанавливали понтонный мост, переправа войск шла с помощью паромов. К 20.00 18-го апреля полки были на западном берегу Одера. Девятнадцатого апреля на плацдарме, плечом к плечу, действовали 89-й и 9-й Гвардейский, стрелковые корпуса. Продвижение корпусов за день составляло около 1 км. Двадцатого апреля 397-я стр. дивизия 89-го стрелкового корпуса форсировало несколько рукавов Альте - Одера и захватила г. Фалькенберг. Двадцать первого апреля 89-й стр. корпус наступал вдоль Рейхсштрассе №167 на г. Эберсвальде». Командовал батальоном майор Приходько. Бойцы этого подразделения помогали переплавлять стрелковые и специальные подразделения дивизии , на плацдарм заподного берега  реки Одер , непосредственно участвующих в боевых действиях. Одним из участников этих событий был и рядовой Яковлев Артемий Яковлевич , подтверждении этого выписка из наградного листа: « Волевой механик-водитель лодки «Форд-Амфибия» .При форсировании р. Одер частями 397-ой стр. дивизии переправлял на своей «Амфибии» стрелковые и специальные подразделения дивизии, на плацдарм западного берега р.Одер. Под сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем противника сделал 21 рейс ,переправив до 2 взводов стрелковой роты ,два расчета станковых пулеметов и радиостанцию. С плацдарма на восточного берега р.Одер перевез 11 раненных бойцов. Несколько рейсов сделал на перевозке боеприпасов. Несмотря на сильный огонь противника Яковлев находил в себе силы и волю, точно выполнял все поставленные перед ним задачи. Достоин награждения правительственной награды ордена «Отечественной войны  I степени ». Командир 286 батальона» ОСНАЗ»  ( Приходько ) ». В апреле-мае 1945-го года 61-я армия, в составе 1-го Белорусского фронта принимала участие в Берлинской наступательной операции, наступала в обход Берлина с севера и к концу Берлинской стратегической операции вышла к Эльбе юго-восточнее Виттенберга. Когда ,читаешь воспоминания участников Великой Отечественной войны понимаешь, что пришлось пережить им, в том числе и твоим родным и близким. Ты лучше понимаешь прошлое, которое вдруг, в какие-то моменты, приближается и заполняет твои мысли. И ты отчётливо понимаешь, всё то, что происходило до тебя и то, что происходит в нашей жизни с нами сегодня - это одна цепь событий, в которой одно из звеньев это ты. Маршал и Рядовой, они, конечно не равнозначны, но они равны в главной обязанности - защищать свою Родину и каждый на своём месте, в годы войны, делал то, что должен был делать. Можно отметить интересный факт, Артемий Яковлевич родился в крохотной чувашской деревеньке, в центре России  . И получилось так, что сельский паренёк, освобождая свою землю от «не званых гостей», прошагал от Москвы  до Одера в западной Европе и дошёл до Эльбы. После двух с половиной лет войны, Артему Яковлевичу предстояло ещё пять лет прослужить в Германии. После встречи на Эльбе с войсками союзников, служба проходила в п. Лангель – эта территория сегодняшней земли Северный Рейн-Вестфалия, не далеко от границы с Бельгией. Судя по сохранившимся фотографиям, Артемий Яковлевич служил в г. Грефенхайнимене, в г. Биттерфельде, довелось бывать в Кёльне , в Берлине и других городах Германии . Демобилизовался из армии в 1950-м году и поехал домой в Чувашию. На груди рядового Яковлева, сияли ордена « Отечественной войны  I степени» « Красная звезда», медали:, « За взятие Берлина», « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медаль « 30 лет Советской Армии», армии, которой он отдал семь с половиной лет своей жизни, из 25-ти прожитых. В 1953 году Артем Яковлевич и Наталья Осиповна  сыграли свадьбу. Правление колхоза для молодой семьи выделило старый пустующий дом, молодожёны и местные жители общими усилиями сделали ремонт так, что жить стало можно. Мирная жизнь складывалась по-разному. Артем Яковлевич устроился в колхоз « Гвардеец» шофером. За долгую водительскую  жизнь он многим помогал построить новые дома . В семейной жизни особо не штормило. Любил жену Наталью Осиповну, с которой они вместе прожили 54 года, родили, вырастили и воспитали семерых детей. В мирное время Артем Яковлевич был награждён несколькими юбилейными медалями, медалью « Ветеран труда», а к сорокалетию Великой Победы получил « Орден Отечественной войны 1-й степени». Артем  Яковлевич прожил трудную, интересную и не очень долгу жизнь, но прожил он её достойно, умер в 2008 году, в возрасте 81-ог года. И в заключении, через несколько месяцев   , 9-го мая, мы будем отмечать 71 годовщину Великой Победы. Победы в Великой Отечественной войне. Эту победу, завоевали наши отцы и матери, деды и бабушки, прадеды и прабабушки. Все они вместе и каждый в отдельности, достойны того, чтобы их поимённо помнили потомки, в том числе и мы, живущие сегодня. 9-го марта 2016 года Артему Яковлевичу, исполнилось бы 90 лет, безумно жаль, что нет его сегодня с нами. Вечная память и Царствие ему Небесное! Жизнь моего деда - это судьба миллионов простых людей, которые, когда надо стали солдатами, и многие из них отдали свои жизни, ради Жизни на Земле! Хотя, сама наша жизнь, как сказал поэт, всего лишь « Короткое свидание с Землёй!». Октябрь 2016г. Руслан Яковлев (внук) и Яковлева Дарья Руслановна (правнучка ) ученица 8 Б класса школы № 9 (Новочебоксарск).