Московская битва

Ячменев Иван Иванович

Ячменев Иван Иванович
Дата рождения: 17 июля 1923
Место рождения: хутор Ешемлов (Раздорский район Ростовской области)
Дата смерти: 21 марта 1943
Место смерти: Сталинская обл. г. Чистяково
Командир звена, гвардии лейтенант Иван Иванович Ячменев родился 17 июля 1923 года в хуторе Ешемлов (Раздорский район Ростовской области). С 31 марта 1941 года в рядах Красной Армии, призван Шахтинским РВК, Ростовской обл. Окончил Черниговское военное авиационное училище лётчиков. Кандидат в члены ВКП (б) с 1943 г. Отец-Ячменев Иван Яковлевич, проживал в г. Шахты, Ростовская обл., пр. Красной Армии, д. 126. Участие в ВОВ-с мая 1942 г. С 28 августа 1942 года сержант И. И. Ячменев на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 11-го гвардейского ИАП (268-я ИАД, Сталинградский фронт), летал на Як-1. 22 сентября 1942 года был подбит в воздушном бою и ранен в ногу, но сумел благополучно долететь до аэродрома и посадить самолёт. За период с 28.08.1942 по 24.09.1942 г. Он 8 раз летал на прикрытие Сталинграда и 43 раза сопровождал наших штурмовиков, прикрывая их от нападения вражеских истребителей и 2 вылета на разведку войск противника. За этот период он произвел 9 воздушных боев, часто с превосходящими силами врага, а из боя выходил победителем. Будучи на Стал. Ф открыл счет сбитых вражеских самолетов с 01.09.1942 г. и к 22.09.1942 г. Этот счет довел до 5. С 25 декабря 1942 года воевал в составе 31-го Гвардейского ИАП в должности командира звена, продолжая летать на Як-1. Сражался на Сталинградском и Южном фронтах. С 24.09.1942 по 21.03.1943 произвел на разведку 48 боевых вылетов, на прикрытия своих войск-9 полетов, на сопровождение-21, перехват-2. произвел 9 воздушных боев. За этот же промежуток времени сбил пять немецких самолетов, лично 1- Ме-109-два и Ю-87, и в составе пары-три самолета, два- Ме-109 и один- Ю-88. 10.11.1942 вылетев на выполнение учебно-тренировочного полета, перехватил над аэродромом самолет противника Ме-109г-2. Зашел в атаку со стороны солнца, с пикирования открыл огонь со всех точек, подбил мотор Ме-109. Противник пытался уйти на подбитом моторе. Тогда он производит вторую атаку и вогнал его в землю 4 км южнее Солодовка. Самолет противника был нового выпуска серии Ме-109г-2. Летчиком оказался 37-летний асс из особого отряда немецкий истребителей, действующих на Сталинградском фронте. 30.12.1942 Иван Ячменев при налете бомбардировщиков противника на передний край нашей обороны во время разведки встретился с бомбардировщиками противника, принял решение после выполнения непосредственной своей задачи вступить в бой и не дать отбомбиться противнику. В воздушном неравном бою сбил Ю-87, который упал в районе Караичево. Всего совершил 128 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 3 самолёта противника. Провел 50 успешно выполненных полноценных разведок, после которых неоднократно были нанесены удары по противнику нашими войсками. Список известных воздушных побед И. И. Ячменева на самолете Як-1 (Дата / Противник / Место падения самолёта или проведения воздушного боя ): 01.09.1942 1 Ме-109 (в паре) юго-западнее Заплавное 01.09.1942 1 Ме-109 юго-западнее Варваровка 05.09.1942 1 Ме-109 (в группе) Алексеевка 05.09.1942 1 Ю-88 (в группе) северо-западнее станция Садовая 09.09.1942 1 Ме-109 севернее Городище 14. 09.1942 1 Ю-87 западнее Сталинград 21.09.1942 1 Ме-109 южнее Кировец 22.09.1942 1 Ме-109 Заплавное 10.11.1942 1 Ме-109 4 км южнее Солодовка 30.12.1942 1 Ю-87 Кошары, в районе Караичево 21 марта 1943 года командир звена 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) гвардии лейтенант И. И. Ячменев был сбит зенитной артиллерией противника при выполнении воздушной разведки ж /д эшелонов и танковых групп противника в районе станции Чистяково (Сталинская область УССР). Летчик гв. лейтенант Игорь Константинович Нестеров (Герой Советского Союза) был свидетелем гибели своего боевого друга. Позже он вспоминал: «Мы развернулись на север, чтобы не насторожить противника, затем на запад и устремились к земле в направлении станции Чистяково. С высоты 200 метров отчетливо была видна станция. Фашисты спокойно сгружали с железнодорожных платформ танки и уводили их южнее Чистякова. В овраге уже находилось до 30 танков, а с железнодорожных платформ сползали еще 10 машин. По нашим самолетам гитлеровцы открыли зенитный огонь. Мы обошли Чистяково с северо-запада, чтобы установить направление передвижения танков противника. Из стволов орудийных башен танков засверкали огни. Черная шапка разрыва вспыхнула над кабиной самолета Ячменева, левое крыло отвалилось, самолет упал на землю. Так погиб мой друг». Самолет упал на хуторе Соленом (поселок Центральный г. Чистяково Сталинской обл.). Первичное место захоронения- г. Чистяково, Сталинской обл., п. Центральный, гражданское кладбище, братская могила № 12. 30 октября 1960 года был перезахоронен в братской могиле № 5 поселок Центральный г. Чистяково, Сталинская обл. УССР (сейчас-г. Торез, Донецкая народная республика), вблизи школы № 4, сквер ДК им. Ленина (Номер захоронения в ВМЦ - ЗУ380-05-385). Награждён орденами: Красного Знамени (12.12.1942), Отечественной войны 1-й степени (26.04.1943 посмертно). Одна из улиц г. Тореза ДНР носит имя Ивана Ячменева. О гибели Ивана Ячменева среди жителей Центрального поселка ходят легенды. Рабочий автобазы Минтяжстроя рассказал о том, как фашистские вояки, подбежавшие к упавшему самолету, застыли, увидев летчика со многими орденами на груди, и даже отдали ему честь. Другие рассказывают, якобы они даже разрешили женщинам похоронить погибшего с соблюдением всех обычаев. Из наградного листа от 26.09.42 г. (о награждении орденом "Красное знамя") Командир 11иап подполковник Лашин, военком 11 иап батальонный комиссар Чипуренко: "В поисках встречи с воздушными пиратами характерны все боевые вылеты т. Ячменева. Свою боевую работу начал молодой пилот прибыв на Стал. Ф с 28.08.42 г. Беря пример от своих боевых товарищей, он внимательно и терпеливо выслушивал замечания, на допущенные ошибки в 1-м воздушном бою с фашистскими пиратами и больше их не повторял. За короткий срок он стал любимцем всех боевых летчиков, дерясь смело и решительно, не щадя своей жизни, всегда поспевал на выручку товарищу в бою. С чувством огромной ответственности перед Родиной он водил свой красно-звездный самолет над Сталинградом. Это он со своими боевыми товарищами сопровождал наших грозных штурмовиков для атак по вражеским скоплениям. Войдя в строй боевых летчиков на Стал. Ф, он с каждым днем становился все большей грозой для фашистских варваров. За период с 28.08.42 по 24.09.42 г. Он 8 раз летал на прикрытие Сталинграда и 43 раза сопровождал наших штурмовиков, прикрывая их от нападения вражеских истребителей и 2 вылета на разведку войск противника. За этот период он произвел 9 воздушных боев, часто с превосходящими силами врага, а из боя выходил победителем. Будучи на Стал. Ф открыл счет сбитых вражеских самолетов с 01.09.42 г. И к 22.09.42 г. Этот счет довел до 5. 01.09.42 вылетел на сопровождение самолетов ИЛ-2 в р-не Варварки. Сбил 1МЕ-109, пытавшегося атаковать самолет ИЛ-2. 09.09.42 при попытке группы вражеских истребителей воспрепятствовать атаке наших штурмовиков вместе с другими летчиками отбил их атаки, при чем лично т. Ячменев сбил 1 вражеский истребитель типа МЕ-109, который упал севернее окр. Городище. 14.09.42 прикрывая г. Сталинград, смелыми и решительными 2-мя атаками поджег вражеский бомбардировщик Ю-88, который, объятый пламенем, упал 5 км западнее Сталинграда. Дни 21 и 22.09 42 приносят новую победу для молодого пилота, который в эти дни сбил 2-х немецких истребителей МЕ-109. 22.09.42 поджег вражеский истребитель в р-не Заплавное, сам был атакован и на подбитом самолете, искусно выйдя из боя, благополучно посадил свой самолет на аэродром, получив в этом бою ранения. Возвратиться в строй в число товарищей, вот какой мыслью живет сейчас т. Ячменев. За самоотверженную боевую работу, за смело и решительно проведенные воздушные бои, в результате которых т. Ячменев всегда выходил победителем, представить к правительственной награде-ордену "Красное знамя"". Газета «Красная Звезда»» от 5 мая 1943 г., (среда. № 104 (5475) писала: «…Товарищи комсомольцы! ……..Нам предстоят жаркие схватки с немецкими разбойниками. Будем же сражаться отважно и умело, сражаться так, как…….. бесстрашный Иван Ячменев, сбивший 7 самолетов лично и 4 в группе….» генерал - майор авиации И. К. Нестеров Воспоминания о воздущных боях в период боёв за Дон: "В то время наш истребительный полк по заданию командования вёл воздушную разведку. 14 февраля 1943 года лётчики неоднократно вылетали на разведку, доставляли ценные сведения командованию о расположении войск противника. К исходу того же дня И. Ячменева и меня вызвали на КП, сообщили, что у командования фронтом нет точных данных о расположении советских передовых частей. Перед нами также была поставлена задача: установить, выбиты ли захватчики из западных районов Ростова. Мы немедленно вылетели на разведку и через несколько минут подошли к Ростову. День клонился к вечеру. Город затянуло дымом от пожаров. Для наблюдения за тем, что происходило на улицах, снизились почти до бреющего полёта. В центре города дали о себе знать советские части. На окраинах увидели разрывы артиллерийских снарядов. Прижимаясь к земле, направились в сторону Таганрога. Через несколько минут полёта увидели немецкую артиллерию, стрелявшую по Ростову. Набрали высоту, развернулись и, пикируя, открыли огонь по позициям вражеской артиллерии. Затем снова подошли к окраине города. Смотрим - выскакивают из крайних домов наши бойцы и машут нам шапками. Ещё и ещё раз проходим над окраиной, убеждаемся: в городе советские воины. На обратном пути мой ведущий Ячменев передал по радио на КП полка, что и западные районы Ростова освобождены от немецко - фашистских захватчиков. Сели в сумерках, сразу же доложили о расположении наших и вражеских войск. Донесение немедленно было передано в штаб Южного фронта. Вечером того же дня радио Москвы сообщило об освобождении Ростова-на-Дону войсками Южного фронта. За участие в сражениях в Ростовской области нашей дивизии было присвоено наименование "Донская".
Фото