80-летию Сталинградской битвы

Сухарев Евстафий Андреевич

Сухарев Евстафий Андреевич
Дата рождения: 25 апреля 1921
Место рождения: деревня Игумново Нижегородской области
Дата смерти: 22 ноября 2001
Место смерти: город Москва

Участвовал в боях с 1942 по 1945 годы в составе войск Сталинградского, Южного, 4-го Украинского, 1-го, 2-го  и 3-го Прибалтийских фронтов.

Командовал авиазвеном и авиаэскадрильей в 686-ом штурмового авиационого полка 289-й штурмовой авиадивизии.

ЛЕТЧИК-ШТУРМОВИК СУХАРЕВ ЕВСТАФИЙ АНДРЕЕВИЧ родился 25 апреля 1921 года в деревне Игумново Нижегородской области.

Семья была большая: одна сестра и пять мальчишек. Он был пятым. Имя, теперь странное для нашего слуха, дала мама, по святцам, как тогда и полагалось. А еще говорили, что это имя счастливое: «Вот в соседней деревне есть мужик Евстафий – ну, очень везучий!». А так, в семье, на улице, в школе звали Евгений, Женя. Сестра и старшие братья уже работали, да и деревенское хозяйство было – корова, куры, сад, огород, - но жили небогато, как и все в то время. Мальчишкой, по слуху, научился играть на баяне и танцы в сельском клубе проходили под эту музыку, если один из старших братьев давал свои ботинки или валенки. А летом пасли скот, ночевали у костров, разглядывая звездный купол неба.

Закончив семилетнюю школу уехал в Дзержинск, где устроился работать на знаменитый химический  завод «Капролактам». А неподалеку было летное поле аэроклуба, взлетали и плавали в голубом небе самолеты, как птицы… и Женя решил, что будет летать!   Сначала трудно шла техническая часть, но как только курсанты аэроклуба начали практические  полеты, Евгений дневал и ночевал на аэродроме. Небо захватило его целиком.

Первый самостоятельный (без инструктора)  полет   вспоминал  всю  жизнь  –  взлетев,  он   к р и ч а л   от  пьянящего чувства свободного полета!После аэроклуба в 1939 году – Энгельсское училище    военных пилотов. Сухарев был одним из лучших курсантов: занятия, тренажи, полеты… А тут началась война. Занятия пошли более напряженные, по предельно сжатой программе. Его выпустили из училища, как одного из лучших, на год раньше положенного срока.

Фашисты уже рвались к Сталинграду. Были еще краткие курсы по освоению нового типа самолета-штурмовика Ил-2. Такого боевого самолета у противника не было.

Здесь, в июле 1942 года, в оборонительных боях под Сталинградом, принял боевое крещение летчик-штурмовик Сухарев. Как в тумане прошел первый боевой вылет. Миновали передний край обороны наших войск, преодолели вражеский зенитный заслон. Вот и цель. Ползущей серой змеей протянулась танковая колонна гитлеровцев. Ведущий, выполнив боевой разворот, ввел самолет в пикирование. Повторил его маневр и Сухарев. Как бомбил, как стрелял по фашистам, помнил смутно, но на аэродроме командир звена сказал: «Молодец. Действовали как надо.»

К седьмому боевому вылету Сухарев считал себя уже опытным летчиком. Перестало захватывать дух при пересечении линии фронта, сумел подавлять в себе тревожное ожидание первого разрыва зенитного снаряда. Испытал и радость побед, когда после его атак на земле, смрадно чадя, горели  вражеские танки, проносились под крылом «ила» (Ил-2) перевернутые, искалеченные артиллерийские орудия, полыхали на стоянках самолеты врага.

Но однажды… Возвращаясь с задания, попал под плотный зенитный огонь. Удар снаряда не почувствовал. Только вдруг умолк мотор, а высота стала стремительно падать. Кончился бензин... Потом ощутил под шлемофоном теплую струйку крови. Взглянул вниз: под кучевыми облаками мелькнула водная гладь. Определил: озеро Цаца. А высота все меньше и меньше. «Перетяну через озеро и сяду». – мелькнуло в угасавшем сознании. Последнее, что успел заметить, была надвигавшаяся полоса берега.

Его быстро нашли, прилетел комэск, спросил: "Не ранен, сержант? - и тут же: - Сейчас горючее доставят. Сам влетишь?". "Взлечу, товарищ капитан!" - ответил Женя. Евстафий Андреевич всю жизнь помнил, как он был окрылен таким доверием командира. Набежали местные школьники, подошла молодая учительница. Приехал заправщик, школьники и учительница выстроились цепочкой и быстро передавая вёдра заполнили бак самолета. Вот только учительница, надышавшись парами бензина, упала в обморок, но ей быстро помогли и она пришла в себя. 

В следующем вылете его самолёт опять был сбит. Очнулся среди непривычной тишины. Где-то на западе раскатывалась отдаленная канонада. Потрогал лицо, руки – целы, только весь комбинезон в бензине. Нос самолета ушел в землю, весь фюзеляж залит, разлившимся из пробитого бензобака, топливом… и не взорвался…!   Надо скорее уходить.Выбрался из кабины, ступил на землю и вновь потерял сознание. Собрав силы, пополз на восток. По безводной  безлюдной степи. Полз днем и шел ночью, ел траву, терял сознание, но шел. На третью  ночь увидел огонек костра. Присмотрелся, вроде свои, обоз ночует. Встретили настороженно, но дали  молока. Немного, но после многодневного голодания желудок и этого не выдержал. И пошел дальше.

Подлечившись, сделал еще 20 боевых вылетов под Сталинградом, громя фашистов на подступах и в самом городе, ювелирно выводя «илы» на занятые врагом кварталы, летая на предельно малой высоте, прошивая их пушечно-пулеметными очередями. За отличное выполнение боевых заданий, на опаленной волжской земле ему вручили первый орден «Красного знамени». За последующие 20 боевых вылетов он был награжден вторым орденом «Красного Знамени». 

Еще трижды самолеты Сухарева сбивали, но он всегда возвращался в часть и продолжал летать. Так, например, было в боях за Никопольский плацдарм. Сухарев должен был выполнить свой сотый боевой вылет. По традиции встречать его готовились с развернутым Знаменем части. Выполнив задачу, он  развернулся в сторону своего аэродрома и вдруг один вражеский снаряд ударил в фюзеляж, а другой попал в мотор. Кое-как перетянул летчик нейтральную полосу и сел у первой траншеи нашей обороны. Под артиллерийским огнем выбрался из кабины и попал в объятья пехотинцев, а к вечеру был на аэродроме. 

Утром командир полка вызвал к себе: «Берите мой самолет, надо вести группу на штурмовку». Вырулили, взлетели, отработали отлично. Но надо же, над тем же самым местом подбили Сухарева вновь. Правда приземлился благополучно, но машина вышла из строя. «В третий раз пойдете? Может повременить? – озабочено спросил командир полка. – Полечу! Знаю где эта зенитная батарея». Вражеская зенитная батарея, хорошо замаскированная, тщательно укрытая, перестала существовать. Сотый боевой вылет состоялся.За отличное выполнение заданий на Никопольском плацдарме награжден орденом «Отечественной войны» 1 степени.

В августе 1944 году  за 118 успешных боевых вылетов, мужество, смелость и высокое боевое мастерство, как было сказано в Указе, Сухареву Евстафию Андреевичу было присвоено звание  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Его разбудили сослуживцы – говорят: «Женя, сейчас по радио зачитали Указ о присвоении летчику Сухареву звания «Героя». Вроде бы из нашей дивизии, но какой-то Евстафий». Только теперь большинство молодых однополчан узнало, что зовут его не Евгений, а Евстафий.   

Боевой путь летчика продолжался. Бои под Псковом, при освобождении Эстонии, Латвии, Литвы и, наконец, ликвидация курляндского котла. Здесь и совершил летчик-штурмовик Сухарев свой последний 171-й боевой вылет…

И вот он долгожданный день Победы в Великой отечественной войне. Не все однополчане дожили до этого дня.Позади три года войны, его четыре раза сбивали, и ни одного серьезного ранения! Наверное, мама была права, что дала такое счастливое имя – Евстафий.Настало мирное время.

Сухарев Е.А. продолжил службу в военно-воздушных силах (ВВС). Он поступил в академию ВВС, успешно закончил ее в 1952 году и начал новый этап своей жизни – научно-преподавательскую работу. Защитил диссертацию, стал кандидатом военных наук, доцентом кафедры тактики ВВС. И более тридцати лет  передавал свой боевой и научный опыт слушателям военной академии.

Вышел в отставку в звании полковника в возрасте 65 лет.  Евстафию Андреевичу часто задавали вопрос: «Какими чертами характера должен обладать военный летчик?» И он всегда отвечал: «Мужеством. Его надо у себя воспитывать каждому летчику. И еще надо уметь владеть своими чувствами, управлять волей».

Он часто рассказывал о войне, обычно о друзьях, о героических поступках однополчан, о гибели товарищей, реже о себе, о своей фронтовой жизни. 

Дети: две дочери Стелла и Ольга.

Внуки: Юлия, Евгений, Максим.

Правнуки: Данила, Елисей, Константин.