Кропачев Петр Ионович
ПЕРЕПРАВА Село, в котором
родился и рос Петр Кропачев, носило название сладкое — Пряничково. Но жизнь
отца Петруши—Иона Кузьмича, как и многих его односельчан, была далеко не
сладкой. Три года империалистической да столько же гражданской войны тяжким
бременем легли на все народное хозяйство.И чтобы как-то прокормить семью, Ион Кузьмич приобрел еще Две специальности: столяра и портного.Не знал он тогда, что тяга к новому станет в семье Кропачевых,
наследственной. Пришло время, и Петр вступил в комсомол, научился водить трактор.
Когда началась Великая,
Отечественная, сел за баранку полуторки. Воевал под Москвой, а потом от столицы
нашей Родины Москвы на тысячи километров пролегли дороги Петра Кропачева на
запад.На войне легких дорог и легких дел не бывает. Но любое боевое задание,
независимо от сложности и опасности, водитель Кропачев выполнял старательно и
надежно. Однажды ой получил задание: во что бы то ни стало доставить в
подразделение бензин. Машина не выдержала нагрузки бездорожья - стала. Петр Ионович
снял с кузова полуторки 200-литровую бочку бензина и покатил в свою часть.Это был адский труд. И продолжался он на расстоянии пяти километров. Но
бензин был доставлен в часть вовремя, и за это Петру Кропачеву объявили благодарность...И до конца своих дней, вспоминал эту мартовскую поездку
1943 года...Начальник штаба части тогда сказал:— Задание: срочно доставить на передовые позиции 50-й армии командиров
взводов.И Кропачев поехал.Мартовские прифронтовые дороги… Кто по ним ездил, тот знает, что это
такое. Кажется, они были из одних колдобин и грязи. И трудно сказать, больше ли
ехали, дальше ли вытаскивали на руках полуторку те младшие командиры. До штаба
50-й армия, все же благополучно доехали. А там получил Кропачев новый приказ:
развести командиров по КП частей. Выполнил и этот, вернулся в штаб 50-й армии
уже ночью. А там его ждали с новым приказом:везти в Ново -Троицк генерала
А. П. Белобородова.Было часов двенадцать, когда полуторка Кропачева подкатила к переправе
через реку Угру. У переправы — настоящее столпотворение. Перемешались
части пешие, колесные, и все это орет,
гудит.— Узнай-ка,
братец, что там,— говорит Белобородов.Кропачев узнал: посреди переправы, передкам в низ, зависла автомашина. Да не
в этом главная беда — мост заминирован, а саперов нет.— Это не дело,
— говорит - генерал Белобородов.— Если немец обнаружит весь этот содом — одно
месиво сделает из всего, — и
вылез из кабины.Быстро нашел командиров, - дал команду рассредоточиться.— Но переправа по-прежнему бездействовала,— вспоминает о той поездке
Кропачев. — И тут меня словно кто
подтолкнул — обращаюсь к генералу: «Разрешите мне, товарищ генерал,
разминировать переправу», «Сапером был?»— спрашивает.— Никак, нет, — отвечаю. —
Только когда был на курсах младших лейтенантов, знакомили нас со всей этой
премудростью».Разрешил мне генерал Белобородов
взяться за разминирование (другого все равно не было), только посоветовал быть
внимательнее и осторожнее: дело само по себе не простое, а тут еще кругом вода
и темнота.Приступил я... Шел от
опоры к опоре, обрезал шнур за шнуром,
доставалвзрывчатку, передавал шедшим
за мной солдатам. Вот и последняя опора...Скинули с моста зависшую
автомашину, залатали пробоину в мосту, и переправа заработала. Отыскал на
берегу свою полуторку, привел себя в порядок после холодного купания, сел за
баранку...По дороге генерал
спрашивает: «Ты хоть представляешь, какое важное дело сделал?»—«Представляю,
—отвечаю.—Как его не представить: фронтовое». Рассмеялся генерал. Потом говорит:
«Фронтовое... Это ты, пожалуй, верно, определил.— Это же единственная
переправа, через нее весь наш фронт снабжается»... Помолчал еще генерал и продолжает
так тихо: «На такое решаются не все, а только те, кто готов на подвиг ради победы...».Не сразу дошел до меня
смысл сказанного. Думал: ну что тут, разминировал и разминировал, пускай и
ночью... Уж потом понял:генерал же давал этими словами
высокую оценку тому, что я сделал на мосту. Даже жарко стало от такой мысли...Но до места генерала Белобородова
Кропачев тогда так и не довез — сломалась машина. Уходя, генерал все же спросил: «А не страшно было, Кропачев, идти на такое дело?». Пожал плечами
шофер. «Не знаю», — ответил.— Может, и было. Только я о том, как быстрее
разминировать, думал...». «Да, главное, дело»,— сказал генерал. И на прощание
крепко пожал шоферу руку.А от Москвы путь Петра
Ионовича лежал потом к Варшаве, Кенигсбергу, Будапешту и Праге...Долог был и труден этот
ратный путь. И отмечен был Родиной многими боевыми наградами.