Штурман Пе-2 Галина Брок-Бельцова: «Учитель выиграл войну»
О советских военных лётчицах с восхищением и опаской говорили не только враги, называя их «ночными ведьмами» и «дневными фуриями». Легенды о красавицах, лихо направлявших бомбардировщики на объекты противника, ходили и в частях Красной Армии, и по страницам военной корреспонденции. Одна из героинь фронтовой авиации и сегодня с задором и энергией выступает на встречах с молодёжью и управляет новейшими самолётами – Галина Брок-Бельцова, штурман Пе-2 125-го гвардейского Борисовского орденов Суворова и Кутузова бомбардировочного авиационного полка имени Героя Советского Союза Марины Расковой, гвардии старший лейтенант в отставке.
«Да, вот две недели назад я упражнялась на тренажёрах самолётов фирмы Туполева, потомках тех ТБ-3, тяжёлых бомбардировщиков 1941-1942 годов, – с искрящимися глазами Галина Павловна смеётся, и на груди её звякает россыпь государственных наград. – Вижу, что всё лучшее взято от конструкторов предвоенного и военного времени – модернизируем и улучшаем. И у меня ощущение, что снова в бой!»
В 16 лет она попросилась в военкомате на фронт, и по способностям была направлена в авиационное училище связи учиться на синоптика-метеоролога, но стремительно развивающиеся события войны всё перечеркнули. В 1943-1944 годах юную Галину Брок отправляют в глубокий тыл Республики Марий Эл учиться держать штурвал на аэродроме «Павлово» для пополнения женского полка Марины Расковой, одной из первых женщин, награждённых званием Героя Советского Союза. Там она обучалась лётному делу на Пе-2. Юркий, словно присевший зверёк, готовящийся взмыть в небо, этот самолёт был разработан авиаконструктором Владимиром Петляковым специально для боевых задач.
А учиться было сложно – мороз, снег. Аэродромы грунтовые, засыпанные снегом, утрамбованные тракторами до ледяной корки. «Наша работа – это кровь, страдание, смерть и ещё раз постоянный труд – души и тела, – сдвинув брови, вспоминает ветеран. – Нам за год выдавали обучение трёх лет. Представляете, какая работа? Девять экипажей, 27 девчонок, скреплённых единым настроем – ничего кроме победы, всё для фронта! Вот представьте картину. Мальчишки не летали на По-2 в период оттепели, и однажды Константин Рокоссовский спрашивает, почему в небе тихо? Так это, отвечают ему, земля расквашена. Но вдруг: «та-та-та…» А это женский полк – «Дунькин полк», как его называли, то есть Евдокии Бершанской. Она рассчитала, как можно сделать настил для взлётной полосы в период дождей и оттепели. Понимаете, какие характеры у лётчиц?»
Учил управлять железными птицами старший лейтенант Бельцов, Георгий Степанович. Как оказалось, будущий муж Галины Брок, а впоследствии – генерал-майор авиации, который командовал Приволжским Военным округом. Но это потом, а в середине Великой Отечественной войны, по признанию самой Галины Павловны, кроме как о боевом расчёте молодая девушка и не думала.
«А если я скажу, что не было этого… «ах, любовь, сердце трепыхает»? – в упор глядя, спрашивает Галина Брок-Бельцова. – Он пытался ухаживать, я девушка всё-таки видная была, с характером, за что прозвали «ёлочка» – красивая, но колючая, воспитанная на классической русской литературе. И многие такими были – это мы, тургеневские девочки, уходили на фронт без оглядки. Сложнейший год обучения, и вот – готовность номер один, самолёт выруливает на взлётную полосу, ждём сигнала ракеты, чтобы дежурный открыл путь и… А Бельцов стучит в окно жезлом по кабине, дескать, штурман, оглянись! А я ему только: «Ждём сигнал, а ты тут отвлекаешь! Не надо!» Мы взлетаем… вот так и расстались».
И с апреля 1944 года начался фронтовой путь – не в тылу, а на передовой, за время которого Галина Брок сделала 36 боевых вылетов с фотофиксацией. «Самые мощные воспоминания – это Кёнигсберг, Балтика, порты, через которые вывозилось всё награбленное – Пиллау, Либава, – с пылом и жаром рассказывает участник Кёнигсбергской операции. – Помню, взлетаем, и вдруг сообщение – цель изменена! Затор, пехота не может прорваться, нужно ударить по железнодорожному узлу. И мы обрушиваем на врага бомбовый удар колонны в составе 81-го бомбардировщика, а каждый самолёт несёт нагрузку в 1000 кг».
Говоря о событиях Великой Отечественной войны, Галина Павловна не перестаёт делать отсылки к развернувшейся на территории Донецкой и Луганской Народных Республик и территории Украины специальной военной операции по денацификации и освобождению мирного населения после восьми лет войны.
«Семитонный Пе-2 с бомбовой нагрузкой (это два мощных грузовика) горел всего три минуты. Это страшное зрелище, – с горечью вспоминает Галина Брок-Бельцова. – И вот мы летим, а рядом с нами идёт звено – ведущий и два ведомых – и внезапно в него попадает снаряд. И как камень падает. Нам остаётся только отметить точку на карте, куда упал самолёт. А по прибытии на аэродром, берём парашютные сумки (знаете, с какими в «девяностые» ездили челноки? Похоже) – и обратно. А там только воронка, и в ней останки наших ребят, девчат. Нельзя было тогда катапультироваться с парашютом – расстреливали, как наших на Украине и издевались… как террористы в Сирии. Сейчас всё повторяется – мы бьём врага в его же логове. Россия сейчас уничтожает то, что в 1941-1945 годах не сделали мы».
И даже 8 мая, когда западные страны уже начали праздновать Победу, они вылетали на задание. «Мы теряли экипажи, нас расстреливали из зенитных установок врага. Но мы были несокрушимы. Мы не смогли сдаться врагу за хорошую жизнь без ограничений, как это сделали некоторые европейские государства. Но Россия выиграла за счёт Учителя. Учитель России выиграл войну. Поколение таких, как я – целое поколение победителей. Мы так были воспитаны, такая школа, физическая, моральная, интеллектуальная, психологическая. Мы так любили книгу. Мы так много читали. Ещё Ленин говорил: «мы поставим учителя на такую высоту, на какой он никогда не стоял». И сегодня у меня есть главное пожелание для молодого поколения: любите школу, берите от учителя всё – он вам выдаст столько, сколько вы не знали и не будете знать. Потому что он профессионал, и таких как вы встречал, лепил, отодвигал и поднимал».