Воздушная битва над Доном
80 лет назад, 26 июля 1942 года восьмерка Як-7 434-го истребительного авиационного полка вылетела в район города Калач-на-Дону прикрывать переправу.
«Погода стояла в тот день ясная, видимость, как принято говорить у летчиков, миллион на миллион, - вспоминал будущий Герой Советского Союза, старший лейтенант Андрей Яковлевич Баклан. - Замечаем еще издалека, что к переправе направляется большая группа вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88». Я не подключаюсь, а высматриваю истребителей противника. Ага, вот они: идут выше и позади бомбардировщиков. Сосчитал – семь «мессеров». Набираю высоту и захожу со стороны солнца. Атакую ведущего. Он задымил, перевернулся и стал падать. Правым боевым разворотом вывожу свой «Як» из атаки и снова набираю высоту».
За это время противник успел опомниться и советский самолет остался один против шести «Мессершмиттов».
«Как бы то ни было, задача моя оставалась прежней: сковывать «мессеров», не позволяя им атаковать нашу группу, ведущую бой с «Юнкерсами» ниже, - продолжал Андрей Баклан. - Высота у меня была больше и скорость выше, чем у противника, и находился я «на солнце». Как только Ме-109 начинали разворот в сторону нашей группы, я их атаковал. Они поневоле разворачивались мне навстречу, я же снова отходил, стараясь занять выгодную для себя и опасную для противника позицию».
Однако вражеским летчикам удалось подбить наш ЯК. Летчик был ранен. К тому же заглох мотор: «За мной гонится немецкий истребитель, а я совершенно беспомощен: ранен, мотор не работает, довернуть никуда нельзя. И прикрыть меня некому в этом безнадежном положении... Делать, видно, нечего, остается лишь ждать, пока добьют. Однако успеваю перелететь через Дон. И вдруг мой преследователь, уже на нашей территории, врезается на полной скорости в землю! Взрыв, клубы дыма, и все кончено. То ли его сбила зенитка, то ли он, летя слишком низко, не рассчитал и врезался в бугор. Но так или иначе, именно это стало моим спасением. Я спланировал и сел куда попало: было не до выбора посадочной площадки. С убранными шасси просто плюхнулся на землю и повис на привязных ремнях вниз головой. Подбегают солдаты. Слышу родную речь, успеваю обрадоваться. И теряю сознание. Когда пришел в чувство, то первое, что увидел перед собой, – пузырек с нашатырным спиртом в руке у молоденькой медсестры».
Кроме Андрея Яковлевича, на аэродром не прибыл лейтенант Александров. К счастью, ему удалось выйти из боя, посадив свой израненный самолет в степи. А вернулся он в полк на лошади, которую увидел недалеко от места своей посадки. Часовой, охранявший самолеты на аэродроме Гумрак, увидев необычного всадника, как положено, окликнул: «Стой, кто идет?»
– Не идет, а едет, - уточнил всадник.
Этот эпизод ветераны полка рассказали создателям будущего киношедевра «В бой идут одни «старики», и он вошел в фильм.
А всего в тот день летчики 434-го авиаполка провели одиннадцать групповых воздушных боев и сбили 32 самолета противника! Были повреждены три наших самолета, но все летчики вернулись в строй.
До победы под Сталинградом оставалось ровно 190 дней.