Московская битва

ВОЕННОЕ КИНО. ЗАБЫТАЯ ПОЛКА. "На пути в Берлин" (1969)

18.05.2020 г.

В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, ставших нашей историей. 

 

После монструозного киноколосса «Падение Берлина» Михаила Чиаурели отечественным кинематографистам долгое время не было дела до историй о штурме нацистской столицы и сопутствующих этому подвигах. Тут бы с отступлением первых дней войны разобраться, судьбоносные битвы увековечить на экране, да воздать должное рядовым труженикам фронта, до которых все руки не доходили в тяжелые годы сталинского малокартинья. Не до Берлина и прочих Варшав с Венами было. И вот, 20 лет спустя после мега-проекта Чиаурели бывший лейтенант, принявший на себя командование взводом при взятии Берлина и награжденный за то орденом Отечественной войны II степени Михаил Ершов вновь принял командование на себя, поставив фильм о последних днях последней битвы Великой Отечественной войны «На пути в Берлин».

Картину можно было бы назвать по-другому, например, «Никто не хотел умирать», если бы хитрый прибалт Жалакявичус не использовал бы уже это название для киноленты о своих внутрилитовских страстях первых послевоенных лет. Действительно, никакого нет желания умирать, когда весна и война вот-вот кончится, и все устали до чертиков от этих боевых будней, и рядовые, и генералы. Обидно умирать. Но надо идти вперед, на последний штурм, и против лома – немецких фаустпатронов, так и придумали никакого приема кроме как ползков, рывков да солдатской смекалки. И умирать тоже кому-то надо, чтобы это все поскорее закончилось. Вот уже и слона, угнанного из Киевского зоопарка в немецкий плен бойцы домой отправляют, и ушлые коммерсанты из местных уже готовы варьете открыть с новым патриотическим репертуаром из русских народных песен типа «Моя Марусечка», и очумевший Геббельс, впервые в жизни узрев лейтенанта Красной Армии в как всегда бесподобном исполнении Николая Трофимова, в ужасе забивается в самые темные углы подвалов рейхсканцелярии, и в родных Брянщине, Орловщине и Смоленщине время пахать и сеять настает, а тут Берлин да Берлин с его бесконечными остервенелыми нацистами. И вроде вот он, рукой подать, а все равно путь к нему нелегок и долог.

Картину Михаила Ершова задвинут на дальние полки киноархива, использовав его находки в монументальном «Освобождении» Николая Озерова, да и сам Ершов вскоре возьмется за грандиозную «Блокаду» - 4-серийную эпопею о подвиге Ленинграда, получив за нее все причитающиеся почести – Госпремию и звание Народного артиста. Но думается, что скромная лента «На пути в Берлин» имеет больше шансов остаться в народной памяти, чем эпохальные блокбастеры о войне. Потому что режиссеру удалось показать главное, что двигало идущими на смерть и в бессмертие солдатами в майском Берлине 1945-го.

Они хотели, чтобы эта война поскорее закончилась. Только и всего.