ВОЕННОЕ КИНО. «Трое суток после бессмертия» (1962)
В 2021 году был составлен список ста лучших украинских фильмов, включая документальные и анимационные картины, созданные в Украинской ССР. И оказалось, что только две из них посвящены Великой Отечественной войне. Причем в эту сотню не попали снятые на киностудии имени Александра Довженко такие всеми признанные шедевры как «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты». На 29-м месте в списке оказался один из сильнейших фильмов о Великой Отечественной войне - «Радуга» режиссера Марка Донского, созданный еще в военные годы, а на 25-м – курсовая работа студентов Киевского театрального института во главе с руководителем курса Владимиром Денисенко под названием «Совесть». Снятая в 1968 году в формате поэтического кино с выдающимся визуальным рядом картина «Совесть» была положена «на полку» и увидела своего немногочисленного зрителя лишь в 1989 году. Но не потому, что, как утверждал Денисенко, там не показана руководящая роль Коммунистической партии в партизанском движении. Просто в фильме, где за убийство партизаном немецкого офицера каратели расстреливают всю деревню, включая самого мстителя, из-за мук совести решившего признаться в содеянном, но не спасшего ни жителей деревни, ни свою невесту, отсутствует главное. То самое, что в 1963 году привлекло в кинотеатры страны 24 миллиона зрителей на фильм «Трое суток после бессмертия» режиссера Владимира Довганя всё с той же студии имени Довженко. Убежденность в том, что смерть за Родину никогда не бывает напрасна.
Рассказ о трех днях жизни группы матросов Черноморского флота и примкнувших к ним беженцев, в июле 1942 года, когда уже пал Севастополь, продолжавших оказывать сопротивление врагу, подкупал тем, что в нем были показаны живые, а не картонные герои. Простые люди, военные и гражданские, которые, несмотря на трагизм положения, продолжали жить и влюбляться, и верить в Победу. И капитан-лейтенант Гаевой, сыгранный Владимиром Заманским, и Сеня Колышкин с его коронной фразой «я подводник – на подводах люблю ездить» - блестящая роль Геннадия Юхтина, и медсестра Павлинка, которую в детстве «Селедкой» дразнили – в нее перевоплотилась Лилия Калачева. Ну а эпизод с предсмертным матросским танцем «Яблочко», который исполнил плененный немцами герой Василия Юматова, который и сам во время войны был юнгой на торпедном катере, мог бы украсить любой шедевр поэтического кино.
Сценарист фильма «Трое суток после бессмертия» Константин Кудиевский, сам участник Великой Отечественной войны и военный моряк, сочинил такую легенду: Давным-давно, когда свершались первые кругосветные плавания, люди открыли далекие материки, острова, солнечные побережья. Имена великих шкиперов-мореплавателей высекли на бронзе памятников, все их знают. Только имена матросов были забыты. И тогда матросы сложили «Песню синих морей». Бродит она в морях, среди волн, вместе с бродячими ветрами. Но услышать её могут лишь те, кто искренне любит море и службу на нем, кто чист сердцем, чья слава не возвышается над общей славой морского братства.
Такие, как те безвестные герои-черноморцы, что совершили бессмертный подвиг, 250 дней удерживая осажденный Севастополь.