ВОЕННОЕ КИНО. "Зоя" (1944)
Великая Отечественная война стала крупнейшим и главным исторически событием во всей тысячелетней истории России. Не было за всю эту тысячу лет, прошедших со времен крещения Руси более грандиозного свершения, чем победа над фашистской Германией, уничтожение этого, как они там сами себя называли «тысячелетнего рейха», и освобождение мира от нацистской угрозы. И огромнейший авторитет Советского Союза, превращение страны в крупнейшую мировую державу – это следствие той главной Победы. Отсюда и огромный резонанс, всенародная поддержка движению «Бессмертный полк», новые памятники и мемориалы, и неубывающее количество фильмов, книг и публикаций, касающихся тех или иных событий Великой Отечественной войне. И, конечно, отсюда столь пристальное внимание к Победителям - фронтовиками и труженикам тыла, известным и неизвестным, и, конечно, к героям, отдавшим жизнь за Родину. Одним из первых фильмов, посвященных таким сильным волей и духом людям стала картина о Зое Космодемьянской, первой женщине – Герое Советского Союза, получившей это высокое звание за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны, снятая режиссером Лео Арнштамом на студии «Союздетфильм» и ставшая лидером кинопроката 1944 года.
О подвиге Зои Космодемьянской тогда мало что было известно, и потому режиссер сосредоточил внимание зрителей на становлении героини, детских и юношеских годах, когда ковался ее стальной характер, преодолевались первые страхи и трудности и выкристаллизовывались убеждения. Мы не знаем, так ли все было на самом деле, но почти 22 миллиона зрителей, увидевшие картину в год выхода ее на экраны, включая жюри Каннского кинофестиваля, присудившее Борису Чирскову приз за сценарий, этой истории поверили. В том фильме, в отличие от новой, 2021 года постановки режиссёров Пляскина и Бриуса, не было Сталина, в разгар битвы за Москву бросившего миллион неотложных дел и приехавшего на базу диверсионного-разведывательного отряда штаба Западного фронта, чтобы посмотреть в глаза Зои и после этого решить не ехать в эвакуацию в Куйбышев, не было восхищающихся подвигом Зои сердобольных немецких офицеров, не было оправданий предательства отдельных жителей села Петрищево, якобы увидевших поддельную газету «Правда» с реляцией о взятии Москвы, которую специально для жителей этой деревни, видимо, состряпала немецкая разведка. В том старом фильме 1944 года ничего не было сказано о брате Зои, потому что он тогда воевал на фронте, и судьба его была неизвестна. Но там весьма убедительно было показано, как становятся такими, как Зоя Космодемьянская. Тем, кому не по силам это понять, называют ее фанатичкой или больной, потому что нет уже той страны, в которой родилась и воспитывалась Зоя, той атмосферы всеобщего единения, ясного осознания своего предназначения и презрения к личным материальным ценностям. Или же это просто зависть. Зависть к тем, кто тогда жил и верил в свое счастье, несмотря на продуктовые карточки и репрессии 1937 года. Зоя вот верила. И за свои убеждения пошла на смерть.
Конечно, еще во всем винят приказ Сталина от 17 ноября 1941 года № 428 с требованием «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск», во исполнение которого погибла Зоя. Но почему-то забывается кредо Гитлер, высказанное им брату румынского диктатора Антонеску: «Моя миссия - уничтожить славян». Забываются слова Гиммлера, сказанные в марте 1941 года в замке Вевельсбург: «Число славян необходимо сократить на тридцать миллионов человек». Забывается признание рейхсмаршала Геринга министру иностранных дел Италии графу Чиано, сделанное в октябре 1941 года: «В этом году в России умрет от голода 20-30 миллионов человек». Почему от голода? Потому что, как рассказал командир карательной группы СС «Москва» Франц Зикс, после победы Германии им «не будут поставляться продукты». Чтобы такого не случилось, Зоя Космодемьянская и приняла свою героическую гибель.