80-летию Сталинградской битвы

ВОЕННОЕ КИНО. "Зеленые цепочки" (1970)

15.02.2021 г.

Полвека назад, зимой 1971 года на экраны страны вышел фильм, влюбивший в себя буквально всех подростков страны – 22 миллиона зрителей! - картина режиссера Григория Аронова «Зеленые цепочки», рассказывающая о том, что лучшие друзья милиции – это дети, без которых, как известно, ни шпиона не поймать, ни диверсанта обезвредить. Особенно во время войны, когда отцы заняты своими взрослыми делами на фронте, отчего и приходится взваливать недетские заботы по выявлению вредителей на свои неокрепшие плечи. И только потом выяснилось, что повесть Германа Матвеева, до войны писавшего пьесы для кукольного театра, это едва ли не первое в советской литературе упоминание о коллаборационизме в годы Великой Отечественной войны, обострившемся в условиях блокадного Ленинграда.

Зелено-красно-белыми цепочками рассыпались в небе сигнальные ракеты, которыми «ракетчики» или, как их еще называли «сигнальщики» из числа немецкой агентуры осенью 1941 года показывали вражеским самолетам скрытые светомаскировкой военные объекты в осажденном Ленинграде. И Герман Матвеев, всю блокаду проведший на Ленинградском фронте и по горячим следам, в весенних номерах детского журнала «Костер» за 1945 год опубликовавший повесть «Зеленые цепочки», наверняка знал о немецких сигнальщиках не понаслышке. Странно, что историк блокады, автор солидного труда «Неизвестная блокада» Никита Ломагин в недавнем интервью изданию «Фонтанка.Ру» утверждает, что ни одного ракетчика поймать не удалось. Меж тем в монографии Бориса Белозерова «Фронт без границ. 1941-1945 гг. Историко-правовой анализ обеспечения безопасности фронта и тыла северо-запада», вышедшей в 2001 году и посвященной работе органов НКВД в дни блокады, со ссылкой на докторскую диссертацию 1996 года В.П. Гриднева «Отечественная историография обороны Ленинграда (1941-1944)» прямо указано, что «в период с июня 1941 по январь 1944 года было задержано 67 фашистских парашютистов, 75 шпионов и диверсантов, 56 ракетчиков и сигнальщиков».

К сожалению, нигде не сказано, сколько из этих 56-ти ракетчиков и сигнальщиков было ленинградцами, искренне ненавидящих Советскую власть либо согласившихся стрельнуть из немецкой ракетницы ради куска хлеба, а сколько агентов германской разведки. Историки Лев Лурье и Леонид Маляров в своей книге «Ленинградский фронт» считают, что все сигнальщики были советскими гражданами, которые «без всякого задания пытались помочь вражеской авиации». Цитируется донесение немецкой разведки от 16 октября 1942 года: «По ночам во время налетов немецкой авиации передаются световые и ракетные сигналы, которые в большинстве случаев не имеют никакой связи между собой и своей бессмысленностью отражают типично русский характер». Известна фамилия как минимум одного из изобличенных показаниями свидетелей такого добровольного сигнальщика из семьи раскулаченных – Константина Иванова, подававшего сигналы немецким самолетам с помощью фонаря.

Есть и официальный документ от 25 сентября 1941 года - «Просьба командования ВВС Ленинградского фронта к П.С. Попкову», занимавшему тогда должность председателя Ленсовета, где говорится о ситуации, сложившейся в районе строящегося аэродрома у станции Смольная, близ поселка Ковалево, где в период налета авиации противника со стороны колонии Смольнинская, населенной гражданами немецкой и финской национальности «в сторону аэродрома пускают ракеты красного и зеленого цветов».

Но как бы то было, даже если все сигнальщики были советскими гражданами, никакого вреда обороне Ленинграда они не причинили. Тем более, что их число - несколько десятков человек, теряется на фоне остальных двух миллионов ленинградцев, которые своими мужеством, выдержкой и терпением сохранили Ленинград и самих себя от гибели, которая неминуемо бы последовала в случае занятия города врагом.