Московская битва

Военное кино. "ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА" (1949)

01.05.2020 г.

В чем только не обвиняли картину Михаила Чиаурели, которую в год выхода на экраны во Франции посмотрело 816 тысяч человек, в Америке - миллион двести тысяч, а в СССР – 38 миллионов. В том, что она плохо снята, ужасно смонтирована и состоит из набора несвязных эпизодов, большая часть из которых с исторической точки зрения представляет собой малонаучную фантастику. Претензии эти по большей части справедливы, хотя все же стоит заметить, что мы смотрим художественное кино, а не историческую реконструкцию.  Конечно, наивного и невзаправдашнего там хватит ни на одну диссертацию. Меж тем, есть в этом фильме то, что до сих пор вызывает восхищение. Например, работа художника.

Для съемок фильма Людмила Александровская на чешской киностудии «Баррандов» построила грандиозный макет Берлина площадью в полтора километра. Было документально воспроизведено 100 кварталов города -  более полутысячи зданий и все мосты реки Шпрее. Макеты 20-ти кварталов были выстроены в 150, а еще десяти – в 120 натуральной величины.

Представляете? Самое высокое на тот момент в немецкой столице здание рейхстага было воспроизведено всего в пятую часть от настоящего! Поскольку этот район попал в британскую зону оккупации, и англичане не разрешили вообще снимать вблизи рейхстага, во дворе немецкой киностудии «UFA» в берлинском пригороде Бабельсберге за 11 дней была построена лестница рейхстага в натуральную величину. Считалось, что разница в расстоянии и плотности воздуха дает разность цвета и света при съемке макета и человека на его фоне, поэтому совершенно невозможно снимать макеты с дымами, разрывами, стрельбой из пушек. Однако благодаря мастерству художника усомниться в том, что на экране на общем плане показывают не подлинный рейхстаг, а его макет совершенно невозможно. Не скажу за других, но Людмила Константиновна Сталинскую премию I степени за 1950 год получила по праву.

Но и это еще не все! Для водружения на рейхстаге Знамени Победы в фильме было выбрано не два знаменосца, а три – к знаменитым ныне Михаилу Егорову и Мелитону Кантарии был придан некий сержант Иванов в исполнении популярнейшего артиста Бориса Андреева. Более полувека этот эпизод считался художественным домыслом сценариста Павленко и режиссера Чиаурели. И только в 2016 году журналист телеканала «Звезда» Евгений Кириченко выяснил, что, действительно, изначально Знамя Победы должны были доставить на купол рейхстага трое бойцов. И старшим группы был назначен старший сержант Василий Иванов, а не рядовой тогда Егоров или младший сержант Кантария. Просто потому, что Иванов был выше их по званию, да к тому же числился кандидатом в члены партии, а не беспартийным, как Егоров и Кантария. Ну и как политотдел 150-й Идрицкой стрелковой дивизии, штурмовавшей рейхстаг, доверил бы Знамя Победы беспартийным? А ведь у Иванова – единственного из всех, были к тому времени на груди боевые награды – две медали «За отвагу», полученные им в августе и октябре 1944 года. И в рядах Красной Армии он находился не с декабря 1944 года как Егоров, и не с февраля 1945 года как Кантария, а с января 1942 года, являясь командиром расчета пулеметной роты.

Увы, Василий Иванович Иванов, 1924 года рождения, уроженец Рязани, до войны получивший одну из самых мирных профессий – повара, 30 апреля 1945 года погиб на ступенях рейхстага. Вся слава достались другим, а его попросту забыли. Такое тоже бывает. Если это жизнь, а не кино.

В массовых сценах фильма участвовало от 5 до 10 тысяч солдат Советской армии - больше, чем в считающимся самым дорогим фильмом в истории кино «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Но были и те, кому этот фильм обошелся еще дороже. Например, командиру гаубичного полка полковнику Евгению Черноногу. Сцену со Сталиным, в белоснежном кителе выходящим из самолета на берлинском аэродроме, боевой полковник с двумя орденами Красного Знамени на груди и тремя - Отечественной войны, встретил словами «что-то мы этого ангела в Берлине не видели». А выйдя из кинотеатра получил 8 лет лагерей.

Такое вот кино.