ВОЕННОЕ КИНО. "На безымянной высоте" (2004)
Российское военное кино родилось в 2003 году с выходом в прокат картины о фронтовых разведчиках - «Звезда» режиссёра Николая Лебедева и запуском в производство сериала «На безымянной высоте» Вячеслава Никифорова, поставившего одни из лучших фильмов о Великой Отечественной войне – «Государственная граница. Год сорок первый» и «Зимородок». Конечно, никогда особо не блиставший сценарист картины «На безымянной высоте» Юрий Черняков никоим образом не мог сравниться с автором повести «Звезда» Эммануилом Казакевичем, который на фронте был разведчиком, и о том, что писать, знал не понаслышке. Но сама история, детали фронтового быта и искренность, с которой сыграли свои роли молодые Алексей Чадов, Виктория Толстоганова и Владимир Яглыч перевесили все огрехи съёмок военной техники, которая местами совсем не соответствовала лету 1944 года, нереальным эпизодам с героем Алексея Чадова, которого почему-то отпускают немецкие снайперы, хотя любое рассекречивание снайперской позиции обычно приводит к смерти самого снайпера, и прочим сценарно-постановочным перекосам. Тем не менее в фильме удалось показать, с каким трудом в каждом конкретном случае принимались решения о штурме каждой безымянной высоты, если, конечно, командир был настоящим человеком, а не штабной крысой, для которой звездочки на погонах важнее солдатских жизней, и как тяжело было бороться с немецкими асами снайперного дела, которых пусть было не так много, но и тех, кто был, еще попробуй достань! Например, костюм немецкого снайпера, который сейчас хранится в Музее Сталинградской битвы сделан из сплава алюминиевой крошки, и если в нем потереть себя по бокам, то он разогревался. При этом уходя на дежурство, немцы делали себе клизму и питались спиртом, разведенным с сахаром, и такого набора им хватало на три дня! Конечно, советские снайперы, кроме подавляющего численного превосходства, могли им противопоставить только хитрость, ярость и сознание правоты своего дела, потому как не мы к ним, а они к нам. «Мы не смертники, просто командование поставило перед нами сложную боевую задачу», - как сказал герой Владимира Яглыча лейтенант Алексей Малютин.
Удивительно достоверным получился в картине образ снайпера Ольги Поздеевой, сыгранной Викторией Толстогановой, которой в российских фильмах обычно достаются роли садисток-предательниц, как в фильмах «Палач» и «Шпион», либо просто женщин с пониженной социальной ответственностью и прочих Кабаних, как в экранизации «Московской саги» Василия Аксенова и «Грозы» Александра Островского. А сцена прощания-встречи Ольги и разведчика Малахова, сыгранного Алексеем Чадовым, под специально написанную песню «Солдаты» в исполнении Александра Маршала, и вовсе является, наверное, самой лиричной во всем новом российском кино.
Для Виктории Толстогановой, Владимира Яглыча, да во многом Алексея Чадова, роли в картине «На безымянной высоте» стали, пожалуй, лучшими в их кинокарьере. Как пел Александр Маршал, «комбату приказали в этот день взять высоту и к сопкам пристреляться. Он может умереть на высоте, но раньше должен на нее подняться». К сожалению, для многих, и не только солдат на фронте, но и актеров, первая взятая высота зачастую оказывается и последней.
Главное, чтобы она лично для тебя не оказалась безымянной.