ВОЕННОЕ КИНО. "Красная капелла" (2004)
Удивительно, но лавры Татьяны Лиозновой с ее эпохальными «17 мгновениями весны» не мешали спать нескольким поколениям отечественных кинематографистов, которые даже не пытались снять подобное кино про разведчиков, понимая, что допрыгнуть до такого уровня невозможно, а вот подпортить репутацию – запросто. Единственным исключением стал короткий, но мощный сериал «Вариант «Омега» талантливого греческого гастарбайтера Антониса Воязоса, на своей родине приговоренного режимом «черных полковников» к смертной казни и выместившего всю злость на новоявленных нацистов в своем советском телешедевре. И только в начале нового века, когда уровень российского кино рухнул ниже плинтуса, появились отчаянные смельчаки, которым море по колено и авторитеты не указ. Ну а поскольку и в навозе бывают алмазы, то сериал «Красная капелла» - о работе самой знаменитой советской разведсети в Европе в годы войны как раз и оказался таким почти бриллиантом, что уже хорошо.
«Русские были лучше осведомлены о нашем положении с сырьем, чем даже начальник отдела военного министерства»! - возмущался начальник внешней разведки Главного управления имперской безопасности Шелленберг – реальный, а не в исполнении Олега Табакова, говоря о деятельности «Красной капеллы». Почти три года советская разведка в Бельгии, Франции и Германии водила за нос спецслужбы Третьего рейха, под носом у гестапо добывая важную информацию о вражеских планах. В Главном управлении имперской безопасности даже вынуждены были создать зондеркоманду по выявлению русских шпионов «Красная капелла», название которой впоследствии распространилось на всю советскую сеть. Руководили ею сотрудники Иностранного отдела НКВД Леопольд Треппер по кличке «Жильбер» и Анатолий Гуревич по кличке «Кент». Только им двоим удалось выжить после того, как в результате суммы трагических случайностей и бульдожьей хватки начальника зондеркоманды Карла Гиринга разведсеть была разгромлена. 31 разведчик мужского пола были отправлены на виселицу, 18 женщин – на гильотину, причем родственникам казненных с немецкой пунктуальностью выставили счет: «За доставку к месту казни», «За верёвку», «За услуги палача». Но Жильбер и Кент были слишком ценными агентами, чтобы ими разбрасываться. Им сохранили жизнь, чтобы вести радиоигру с Москвой, но, как свойственно немцам, считающих всех остальных недочеловеками, совсем недооценили, и потому, в конце концов, Жильберу и Кенту удалось обмануть своих палачей. Оба после возвращения на родину в 1945-м получили по 10 лет лагерей – кто-то же должен был ответить за провал, и оба винили в провале другого. К сожалению, авторы сериала приняли сторону Жильбера, которого блестяще сыграл Андрей Ильин, до той поры известный лишь по роли тихони-мужа сыщика Каменской в одноименном сериале. Само собой, Анатолий Гуревич, которому довелось дожить до премьеры сериала, подверг его разгромной критике, во многом справедливой, поскольку автор сценария Андрей Горлов, набивший руку на создании хита о криминальной жизни России 90-х «Бригада», с фактами обращался еще жестче, чем Юлиан Семенов с разведчиком Исаевым. Но и это можно было бы простить ради на сыгранных на разрыв аорты сцен Жильбера с его возлюбленной Элен, образ которой воплотила красивейшая Елена Ксенофонтова, эпизодов противостояния Жильбера и Гиринга, или истории трагичной любви подпольщиков в исполнении Кирилла Пирогова и Анастасии Аравиной. Но увы, скромный бюджет картины, вольное обращение с историей, провалившие свою миссию французские звезды далеких годов Мишель Мерсье и Даниэль Брике, зачем-то приглашенные сыграть Гуревича и Элен в наши дни, а также тот факт, что премьера сериала пришлась на время страшных событий в Беслане, не дали «выстрелить» «Красной капелле», как она того заслуживала.
Как говорится, планка высокого искусства, заданная «Мгновениями весны» осталась непотревоженной, но за попытку спасибо.