Московская битва

ВОЕННОЕ КИНО. «Мы смерти смотрели в лицо» (1980)

19.01.2024 г.

Летом 1941 года Наум Бирман, только-только окончивший 10-й класс ленинградской школы, был принят в молодежную концертную бригаду политуправления Ленинградского фронта. К августу 1942 года молодежная бригада дала более 400 концертов, объездив с выступлениями, как сказано в документах, «весь Ленинградский фронт». Затем рядового Бирмана перевели на Карельский фронт, где он принял участие еще в почти 800 концертах и выступлениях перед бойцами Красной Армии, за что приказом по войскам Карельского фронта от 20 ноября 1944 года был награжден медалью «За боевые заслуги». Спустя почти 40 лет Наум Борисович, уже будучи известным режиссером и автором такого киношедевра как «Хроника пикирующего бомбардировщика», где впервые, наравне с «Женей, Женечкой и «Катюшей» во всю мощь раскрылся талант актера Олега Даля, вспомнил о своей фронтовой молодости, поставив фильм «Мы смерти смотрели в лицо», посвященный памяти лейтенанта агитвзвода Аркадия Обранта – руководителя молодежного ансамбля танца Ленинградского Дворца пионеров, в самые тяжелые дни блокады дававшего концерты для солдат Ленинградского фронта. «Ребята танцевали, превозмогая слабость, - вспоминал Аркадий Орбант. - А в зрительном зале плакали девушки-сандружинницы, невозможно было удержаться от слёз при виде измождённых блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать». Люди, каждую минуту готовые идти на смерть за Родину, тоже нуждаются в минуте отдыха перед кровавым боем, потому что душа истончается от вида боли и страдания, и возродить ее может только искусство.

Зритель увидел блокадный Ленинград глазами исполнителя главной роли, на которую Бирман вновь позвал Олега Даля. Командированный с передовой герой Даля в осажденном городе собирает детей для агитбригады, и это становится для него самым настоящим потрясением – таким же, как и для зрителя. «Мне говорили, что здесь трудно. А здесь страшно», - признается герой Даля. Если на фронте победой было удержаться на завоеванных позициях, не отступить, пойти в атаку и оттеснить врага еще на несколько километров от Ленинграда, то в самом Ленинграде выжить – уже значило победить. Каждый день ленинградцы шли в бой со смертью, и каждый день жизни здесь был подвигом.

В фильме нет ни слова лжи. Ни в изображении занесенных снегом троллейбусов с оборванными проводами на заметаемых метелью пустынных, разбитых снарядами улицах Ленинграда, ни в игре юных актеров, которым приходится изображать своих сверстников, которые сходят с ума от голода, но продолжают сражаться. С голодом, с холодом, с самим собой. Со смертью. Ведь и режиссер Наум Бирман, и Нелли Раудсепп - одна из первых участниц детского фронтового ансамбля Аркадия Обранта, работавшая над фильмом в качестве балетмейстера, видели блокаду своими глазами. И то, что они видели, посчитали таким страшным, что фильм с потрясающим Олегом Далем прошел третьим экраном, на Всесоюзном кинофестивале 1981 года в Вильнюсе получив лишь приз Каунасского горкома комсомола за успешное воплощение военно-патриотической темы.

Картина «Мы смерти смотрели в лицо» стала, фактически последней для Олега Даля. Гениальный актер ушел из жизни в 39 лет, не получив ни единой награды за свои работы в театре и кино.

Ансамбль танца Аркадия Обранта свой последний военный - трехтысячный концерт дал в Берлине у руин поверженного рейхстага. А фильм «Мы смерти смотрели в лицо», так же, как и «Хронику пикирующего бомбардировщика», «Вариант «Омега» и «Женю, Женечку и «Катюшу» смотрят до сих пор.