ВОЕННОЕ КИНО. "Майор Вихрь" (1967)
18.03.2024 г.
Памяти Александра Ширвинда
Удивительно, но из семи десятков фильмов, в которых снялся Александр Ширвинд, лишь один посвящен теме Великой Отечественной войны, и это была одна из немногих серьезных ролей великого артиста. Александр Анатольевич больше любил комические амплуа, но даже в комедиях предпочитал сниматься в эпизодах, где его талант проявлялся настолько ярко, что, порой, затмевал исполнителей даже главных ролей. Ну как не запомнить героев Ширвинда в «Иронии судьбы», «Двенадцати стульях», «Небесных ласточках», «Вокзале для двоих», не говоря уж о его немногих главных ролях - участии в похождениях троицы в лодке или с миллионом в брачной корзине. Одним из первых, кто разглядел в Александре Ширвинде задатки драматического актера стал режиссер Евгений Ташков, сначала поэксплуатировавший комедийный дар актера в эпизодах своей картины о вакцинации столичной интеллигенции самородком из глубинки «Приходите завтра», а затем пригласивший Ширвинда на роль польского подпольщика Юзефа в военный сериал по мотивам одноименного романа Юлина Семенова о приключениях отважного советского разведчика Штирлица «Майор «Вихрь».
Первое, что сделал Ташков – это убрал из накатанного Семеновым на скорую руку сценария любые упоминания о Штирлице. Конечно, будь к тому времени Штирлиц культовым персонажем, режиссер вряд ли посмел так обойтись с всенародным любимцем. Но к 1967 году из всех заслуг будущего Штирлица было лишь участие в разгроме белогвардейцев на Дальнем Востоке в романе «Пароль не нужен» да помощь разведчику «Вихрю» в спасении от уничтожения нацистами польского города Кракова. Всю линию автора с обретением и потерей Штирлицем-Исаевым своего сына «Коли», отдававшую еще неведомыми советскому зрителю мексиканскими сериалами, Ташков также безжалостно вычеркнул, оставив сыгранного Виктором Павловым «Колю» без отца, и впоследствии слухи о детях Штирлица Семенов предпочитал не афишировать.
Конечно, были в сериале и хитроумные комбинации нацистской разведки и чудесные спасения разведчиков из вражеских лап, невероятные, как и в жизни – Юлиан Семенов был ознакомлен с подлинными документами о работе в Кракове группы Героев Советского Союза Евгения Березняка и Алексея Ботяна, и разоблачение предателя Мухи, который очень мечтал открыть собственную автомастерскую, что было невозможно в СССР – вот потому и стал предателем, и сочно прописанный и сыгранный Евгением Кузнецовым шеф СД Крюгер, который потом объявится в сериале «17 мгновений весны» и будет винить во всем несуществующего Штирлица, и бесподобно воссозданный краковский рынок, и танец в кабаке, блестяще исполненный Валентиной Шарыгиной – «пани Зосей» из советского телешоу 1960-х «Кабачок «13 стульев». Но были и афористично точные, как в «17 мгновениях весны» фразы, рожденные в споре пианиста Юзефа с немецким журналистом Траубом – блистательный дуэт Александра Ширвинда и Владимира Кенигсона: «За чем будущее, Юзеф? -За правдой… А что я сказал? -Ну, тут важна интонация. -За интонацию пока еще не сажают… Подозрительность - это ржавчина, разъедающая государство изнутри… Когда дерутся интеллигенты – крепнет аппарат тайной полиции... Если я ругаю государство и моих лидеров – это совсем не значит, что я готов продавать мой народ… Эмигранты - несчастные люди, которые считают, что только они-то и любят родину по-настоящему… Если интеллигент способен на доносительство - он уже не интеллигент».
И Трауб, и Юзеф - и в кино, и в книге - погибнут, пытаясь защитить Краков – одному родной, другому - таким ставший. А мысли, вложенные автором в своих героев, будут жить. И даже ничуть не устареют.
И все же самой запоминающейся в сериале стала история любви майора «Вихря» и юной радистки Ани, сыгранных Вадимом Бероевым и Анастасией Вознесенской. Людей, сплоченных идеей спасения города, полюбивших друг друга до самой смерти и умерших в один день, когда Красная Армия уже входила в Краков, сохраненный, в том числе, ценой жизни двух любящих сердец.
Потому что, считал Юлиан Семенов, только любовь может спасти мир. Любовь и Красная Армия.