Проект «Без срока давности» объединил всю Россию
В Общественной палате Российской Федерации прошла стратегическая сессия, посвященная Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
«Бессмертный полк России» сохраняет память о Героях Великой Отечественной войны, о мирных жителях, которые стали жертвой преступлений нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. На информационных ресурсах Движения можно разместить информацию также и об узниках концлагерей и военнопленных.
Наталья Шадрина, руководитель исполкома Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» отметила, что благодаря судебным решениям, созданию новых мест памяти, публикации сборников архивных документов в рамках проекта «Без срока давности» люди имеют возможность восстановить свою собственную семейную историю.
Нам нужно помнить о жертвах геноцидальной политики, это дает нам возможность сформировать, прежде всего, у молодого поколения представление о том, что на самом деле ждало нашу страну и наш народ в годы Великой Отечественной войны — согласно задокументированным планам нацистской Германии — полное уничтожение и захват территорий. Мы это точно знаем, в том числе из рассказов наших прадедов, дедушек и бабушек — прямых свидетелей геноцида и злодеяний, которые методично и с особой жестокостью совершали нацистские захватчики.
Наталья Шадрина также подчеркнула, что в своей повседневной работе Бессмертный полк России регулярно общается с молодежью, используя различный контент. Так, фильмы в полной мере отвечают запросам ребят в восприятии информации именно через визуальный ряд. Такой формат позволяет погружаться ребятам в историю. Конечно, такие практики должны быть распространены во всех регионах России. Важно, чтобы материалы и контент были открыты и доступны как зрителям, так и тем, кто организует и проводит патриотическую работу в образовательной и молодежной среде.
«Работая в рамках проекта «Без срока давности», мы не только продолжаем делать то, что по увековечению памяти в Советском Союзе уже было сделано, но как большая команда, вносим новую лепту в дело сохранение исторической памяти в совершенно разных, значимых форматах», - на этом тезисе сделала акцент в своем выступлении Сопредседатель Центрального штаба Бессмертного полка России, депутат Государственной Думы Российской Федерации Елена Цунаева.
О жертвах геноцидальной политики нацистов, конечно, говорили, но юридическая оценка колоссальных масштабов, расстановка акцентов, именование этой преступной политики именно как геноцид, появление новых мест памяти, вынесенные судебные решения о признании преступлений нацистов и их пособников военными преступлениями и преступлениями против человечества — все это было сделано именно в рамках проекта «Без срока давности».
Сегодня Подвиг Защитников Отечества высвечивается по-другому: они не просто защищали землю, но спасли народ от уничтожения, геноцида и той судьбы, которая была уготована нацистскими захватчиками нашей стране.
Спустя 80 лет после Великой Победы нам снова приходится доказывать, что преступления нацистов носили умышленный и спланированный, преступный характер, и делать это необходимо с опорой на документы
Участникам стратегической сессии о правовом аспекте рассказал Александр Дюков, директор Фонда «Историческая память», член комиссии Совета при Президенте России по межнациональным отношениям, научный сотрудник ИРИ РАН.
Когда мы говорим о нацистском геноциде, то не должны проходить мимо знаменательной даты. 8 октября 1945 года было утверждено обвинительное заключение на Международном трибунале в Нюрнберге. В этом заключении есть термин «геноцид». В русском переводе, которым пользуются в нашей стране, слово «геноцид» было передано как «уничтожение народов»; поэтому-то и создалось ошибочное мнение, что о геноциде в рамках Нюрнбергского трибунала не говорилось. На самом деле же деле оценка нацистским преступлениям как геноциду была дана еще в 1945 году.
Александр Дюков обратил внимание, что формулировка слова «геноцид» в «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» означает действия, связанные именно с целью «уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу полностью или частично». Но что доказывает наличие умысла у нацистов?
В этом случае мы обращаемся к архивным документам, в том числе ключевым документам нацистской Германии, которые были представлены на Нюрнбергском процессе. К сожалению, они не переводились на русский язык. В частности, «План голода», где сказано о необходимости «уничтожения голодом советских людей на оккупированных территориях». Указания Розенберга также свидетельствуют о преступном характере. «Указания для рейхскомиссаров на местах» прямо и открыто говорили о намерении уничтожения по этническому принципу.
В основе нацистского плана «Барбаросса» лежали не столько военные соображения, но расистские представления. Применительно к народам Советского Союза нацистами на практике осуществлялись и убийства, и меры, рассчитанные на предотвращение деторождения, и предумышленная организация голода, и насильственная передача детей в другие этнические группы.
Геноцид нацистов на советской территории подпадает не под один пункт, сформулированный Конвенцией о предупреждении геноцида, а практически под все. Это говорит о масштабности того, что совершали нацисты на оккупированной территории против народов нашей страны
Александр Дюков подчеркнул, что нужно говорить об ужасах нацистских злодеяний, но одновременно необходимо смотреть на нацистские преступления с определенной отстраненностью, с правовой точки зрения. Мы вправе со всей уверенностью заявить, что с правовой точки зрения геноцидальная политика и преступления против человечности, совершенные нацистами и их пособниками против мирных советских граждан были — и этот факт не вызывает никакого сомнения, не может быть пересмотрен.