Подвиг и трагедия советских немцев
79 лет назад, с 8 сентября 1941 года началось исполнение трагической директивы Народного Комиссара Обороны СССР № 35105 об изъятии из рядов Красной Армии «как на фронте, так и в тылу, всех военнослужащих рядового и начальствующего состава немецкой национальности». В случае, если «командиры и комиссары соединений сочтут необходимым оставить военнослужащих немецкой национальности», необходимо было через Военные советы армий и фронтов обращаться непосредственно в Наркомат обороны. Этих лиц немецкой национальности, к примеру, в 14-й армии предлагалось свести в одно подразделение, а всех остальных солдат и офицеров перевести в тыл в строительные батальоны.
К началу Великой Отечественной войны службу в Красной Армии проходило не менее 16 тысяч советских немцев, в основном призванных из Республики Немцев Поволжья. Конечно, в некоторых боевых подразделениях после нападения Германии возникло недоверие к красноармейцам немецкой национальности. Так, в приказе по 88-й стрелковой дивизии от 25 июля 1941 года указывалось, что в «ряде частей дивизии на ответственных должностях рядового состава, как-то: пулеметчики, снайпера, радисты-наблюдатели, минометчики, артиллеристы первые номера и автоматчики, назначены из немецкой национальности и подчас люди, имеющие сомнительное прошлое. Приказываю: всех бойцов немецкой национальности, и имеющих сомнительное прошлое, снять и перевести на менее ответственные должности – стрелками, повозчиками, ездовыми и пр.». А в докладе, поступившим из 269-го отдельного артиллерийского дивизиона сообщалось что «имеется немцев Поволжья 13 человек, за которыми на протяжении 11 месяцев компрометирующих материалов нет. Все 13 человек расставлены на второстепенные должности». При этом речь не может идти не то что о каком массовом переходе советских немцем на сторону врага, но и единичные случаи выявляются с трудом. Там, историк Игорь Шульга, проанализировавший 360 дел Управления Министерства государственной безопасности по Саратовской области о красноармейцах, попавших в плен, считает, что только в 9 случаях с полной уверенностью можно говорить о добровольном переходе на сторону противника – это менее 3%!
Невозможно не упомянуть и о подвигах советских немцев, совершенных в годы Великой Отечественной войны. В числе первых удар врага встретили защитники Брестской крепости – командир полка майор А. Дулькайт, подполковник медицинской службы Э. Кролл, подполковник Г. Шмидт, старший лейтенант А. Вагенлейтнер, старшина В. Мейер, рядовые Н. Кюнг, Г. Киллинг, 3. Миллер и другие. Старшина В. Мейер во время боёв руководил обороной одного из отсеков казарм Брестской крепости. Когда вражеский самолёт разбросал листовки с требованием капитуляции, Мейер собрал их целую пачку и нарисовал на каждой свиную морду, а внизу на немецком языке написал крупными буквами: «Не бывать фашистской свинье в нашем советском огороде». Вражеская очередь сразила его в момент, когда он пытался оказать помощь раненым сослуживцам. 6 мая 1965 года Вячеслав Эдуардович Мейер был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени посмертно.
В августе 1941 года под Рогачёвом геройски погиб командир окружённой врагом разведгруппы 620-го гаубичного артполка лейтенант Эрих Эрдман. Оставшись единственным живым в подвергшейся обстрелу группе, он имитировал сдачу в плен: выйдя к немцам с белой тряпкой на палке, громко крикнул по-немецки: «Не стреляйте, я немец!». Когда его окружили германские солдаты, он взорвал гранатой себя вместе с ними. Осенью 1941 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с агрессором, орденом Красной Звезды были награждены лётчик А. Миллер, военврач 3-го ранга П. Гезунтерман, разведчик П.Хольц, рядовые П. Шмидт, С. Шваленберг, Я. Диль и другие. Осенью 1941 года в обороне Москвы участвовали сержант С. Волибрус, красноармеец Д. Энедерг. Блокадный Ленинград защищали майор Н. Витте, капитан И. Шпиллер, лейтенант А. Кобмахер, младший лейтенант Д. Шибельгут, сержант Г. Кельбекер, красноармейцы Ф. Гето, И. Алмаер, Г. Шпаер, Я. Гитлин. В Сталинградской битве участвовали рядовые Б. Штеттефельд, Н. Гиллер, С. Ваксман, Д. Штосберг, К. Рейсбих. Партизаном №1 оккупанты называли Героя Советского Союза Александра Германа – командира партизанской бригады, действовавшей на территории Ленинградской и Калининской областей. Национальным героем Польши стал советский танкист Карл Ерценбергер, раненым попавший в плен, бежавший из концлагеря и ставший командиром в партизанском отряде.
28 августа 1941 года «Комсомольская правда» опубликовала очерк «Разговор с красноармейцем Генрихом Нейманом» - об отважном зенитчике, сбившем четыре бомбардировщика «Юнкерс». По иронии судьбы материал о Генрихе Неймане был напечатан именно в тот день, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о депортации советских немцев.
Советские немцы, как и представители других национальностей Советского Союза проявили себя истинными патриотами своей Родины, как на фронте, так и в тылу.
На фото: 96-й стрелковый немецкий полк на праздновании 15-летия образования АССР Немцев Поволжья в г. Энгельс