Московская битва

К 83-й годовщине Победы под Москвой. Чудо над столицей

05.12.2024 г.

5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии на московском направлении – от Калинина до Ельца, завершившееся разгромом вражеских войск у стен советской столицы и первым поражением казавшейся непобедимой немецкой военной машины. Многим это казалось чудом – непрерывное, пусть и перебиваемое яростными контратаками отступление советских войск, менее чем за полгода потерявших огромную территорию с населением более чем 50 миллионов человек, вдруг превратившееся в громящий кулак, о которую намертво разбился гитлеровский таран. Конечно, легче было поверить в «чудо», нежели в кропотливую работу десятков генералов, методом проб и ошибок, искавших верные военные решения, советской разведки, сделавших все возможное для того, чтобы немецкое командование не подозревало о переброске сибирских дивизий к Москве, железнодорожников, не спавших сутками, чтобы обеспечить проход военных эшелонов на фронт. Чудо – это вопрос веры, а не науки, личный выбор –верить или нет, например, в то, что Победе под Москвой помог – кроме всего выше перечисленного, облет Москвы самолетом с иконой Богородицы – Тихвинской или Казанской Божьей матери, осуществленной в начале декабря 1941 года по личному приказанию Сталина.

Валентин Владимиров, который в 1941 году служил в охране, вспоминал, что когда он стоял однажды на посту у Боровицких ворот, то видел, как из Кремля выехала машина с тремя священниками.

Писатель Николай Блохин утверждал, что еще ребенком лично слышал историю про облет Москвы с Тихвинской иконой от Главного маршала авиации Александра Головина: «Он рассказывал, что, мягко говоря, удивился, услышав приказ Сталина. Метель жуткая, в нескольких метрах ничего не видно – а ему надо лететь на американском «Дугласе» вокруг Москвы... Решил штурмана не брать: лучше он один разобьется. И чего там штурманить, когда все равно не видно ничего? Но ему дали очень интересных пассажиров – священника с иконой и тремя женщинами. Тогда он говорит батюшке: «Вообще-то так: полет наш непредсказуем – вы понимаете? Я знаю, что вы добровольцы, но...». – «Милок, – отвечает батя, – какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!». Взлетел. И вдруг заметил, что в самолете необычно тихо. Посмотрел: моторы работают, а шума почти нет... Ясно слышны голоса священника и певчих: «Царица моя преблагая, надежда моя Богородице...». А по радио голос из Кремля: «Саша, сделай погромче...». Сталин любил церковное пение, об этом рассказывали его приближенные после смерти вождя».

А в 2017 году 92-летний ветеран Великой Отечественной войны Владимир Киндюк заявил, что лично участвовал в выполнении секретного задания Сталина – в миссии были задействованы 6 учебно-тренировочных «трехместных» самолетов И-16 и двенадцать священников с небольшими иконами в руках. Правда, истребитель И-16 – одноместный, так что этот рассказ – самый фантастичный.

В годы войны митрополит Крутицкий и Коломенский священник Николая (Ярушевич) направил председателю Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР Г. Г. Карпову Письмо-ходатайство о награждении медалью «За оборону Москвы» 16 московских и тульских священников. Про облет Москвы с иконой там ничего не говорилось. Но священники и без того немало сделали для Победы.