Московская битва

Хабаровский процесс: необходимо помнить уроки истории!

14.02.2024 г.

В конце декабря 1949 года в Хабаровске прошел процесс над японскими военными преступниками, в годы Второй мировой войны пытавшимися развязать против Советского Союза бактериологическую войну. Все 12 обвиняемых во главе с главнокомандующим японской Квантунской армией генералом Ямада и начальником санитарного управления армии генералом Кадзицука признали свою вину. Однако главные военные преступники, включая командиров отряда №731 генерала Исию и генерала Китано, непосредственно разрабатывавших бактериологическое оружие и проводивших преступные опыты над советскими гражданами и военнопленными, командира отряда №100 генерала Вакамацу, на протяжении ряда лет руководившего диверсионными бактериологическими отрядами в приграничных с СССР районах, командующего японской армией во время сражения на Халкин-Голе генерала Касахара, инициировавшего заражение реки Халка, в результате чего вспыхнула эпидемия тифа и холеры, а затем возглавившего Генеральный штаб Квантунской армии, избежали наказания. Согласно показаниям генерала Кадзицука и генерала Кавасима – начальника производственного отдела отряда №731, приказ о разработке бактериологического оружия был подписан императором Хирохито, хотя текст самих указов обнаружить не удалось.

Весь 1950 год Советский Союз пытался привлечь ускользнувших от правосудия японских военных преступников к ответственности, однако американцы, как свидетельствуют документы, считали, что «император хорошо выполняет роль конституционного суверена и национального символа. Унижение арестом и судом как над военным преступником подвергло бы угрозе внутренний порядок в Японии и могло бы повернуть японцев против оккупации». Что касается других военных преступников, то только в 1998 году стало известно, что руководство США после Второй мировой войны приняло секретное решение о предоставлении главным разработчикам японского бактериологического оружия иммунитета от судебного преследования в обмен на информацию. Которая очень скоро пригодилась.

После начала Корейской войны в марте 1951 года начальник санитарного отдела при Главном штабе войск ООН американский бригадный генерал Семс на бактериодесантном судне прибыл в корейский порт Гензан, рядом с которым, на одном из близлежащих островов, проводились испытания бактериологического оружия на китайских и корейских военнопленных. С августа на американских авиабазах в Японии личному составу начали читать лекции о бактериологической войне. От пилотов требовалось бомбометание проводить максимально точно, по местам максимального скопления людей, поскольку бактериологические бомбы стоят очень дорого. 72 года назад, в феврале 1952 года американские войска начали массово применять в Корее бактериологическое оружие. 11 февраля военные самолеты США сбросили на позиции китайских и северокорейских войск в районе Чхолвоня большое количество бумажных коробок, наполненных блохами, пауками, комарами, муравьями, мухами и другими видами насекомых, инфицированных опасными болезнями. В районе Саньянни было разбросано большое количество мух, а в районе Пхенгана - блох, мух и комаров. То же самое повторилось 13 февраля в районе Кымхва, 15 февраля в районе Пхенгана,16 февраля в районе двух деревень - Хансу и Оченри, 17 февраля в районе Сансинри и Хасинри, севернее Пхенгана. В результате только в феврале 1952 года 13 корейских и 16 китайских солдат заразились холерой и чумой, а еще 44 умерли от менингита, также вызванного бактериологическим оружием.

«Из числа видных японских военных преступников бактериологической войны, Исия, Вакамацу и Китано в настоящее время находятся в Корее, - 21 февраля 1952 года писал председатель правительства Китайской Народной республики Мао Цзе-Дун председателю Советского правительства Сталину. - Они взяли с собой все оборудование, необходимое для ведения бактериологической войны, в том числе бациллоносителей холеры и чумы, газы, действующие разрушающе на кровь человека, а также различное оборудование для распространения бациллоносителей. Японские военные преступники бактериологической войны с ведома американцев используют китайских и корейских военнопленных для испытания бактериологического оружия».

В феврале 1953 года попавший в плен американский летчик полковник Франк Швабле признался, что основной целью американских бомбардировок было «изучение в полевых условиях различных элементов бактериологической войны для применения в регулярных боевых действиях». 

И только благодаря тому, что Советский Союз немедленно поставил в Китай почти 6 миллионов доз противочумной вакцины и 200 тысяч противогазов, а также из-за недостатка знаний японцы так и не смогли создать эффективную бактериологическую бомбу и удалось избежать каких-либо значительных жертв.

Кроме бактериологического, американские войска применяли и химическое оружие. По неполным данным, с февраля 1952 по июнь 1953 года зафиксировано более 100 случаев применения химических бомб и снарядов, которые привели к гибели более тысячи солдат Народно-освободительной армии Китая.

72 года назад американским покровителям японских военных преступников не удалось развязать бактериологическую войну. Но сама попытка применить запрещенное оружие массового поражения случилась из-за того, что уроки Хабаровского процесса 1949 года были проигнорированы, а военные преступники не понесли заслуженного наказания.