Московская битва

ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Мотоциклетчик

16.03.2020 г.

В книге «Мотоцикл в армии», выпущенной Наркоматом обороны в 1936 году, сказано, что «мотоциклетные части имеют преимущества перед конницей, поскольку он весьма поворотлив, мал, его легко маскировать и хранить, хотя конница и обладает большей гибкостью маневрирования. Правда, первые мотоциклетные части в Красной Армии появились лишь в феврале 1940 года. Причина была проста – отсутствие мотоциклов. За весь 1940 год в стране было выпущено лишь две с половиной тысячи мотоциклов, и, к примеру, 2-й мотоциклетный полк 8-го механизированного корпуса к июлю 1941 года вообще не имел мотоциклов. При этом в вермахте имелось почти 90 тысяч мотоциклов, из них на советской границе было сосредоточено 30 тысяч этих «боевых машин». Тем не менее, на основе немецкого БМВ советские заводы смогли наладить выпуск отечественного мотоцикла М-72, за годы Великой Отечественной войны произведя почти 14 тысяч таких машин. Существенную помощь оказали и американские «Харлей Дэвидсоны» и «Индианы», английские «Велосет» и «Матчлесс, присланные по ленд-лизу. Таких было более 30 тысяч штук. Мотоциклы официально относились к бронетехнике - трехколесные машины оборудовались под станковый пулемет, на руле мог крепиться ППШ, а на коляске - противотанковое ружье и даже мощный огнемет. А когда оружия недоставало, выручала смекалка. Так, 15 декабря 1941 года у деревни Першутино Клинского района Московской области бойцы 46-го отдельного мотоциклетного полка смогли остановить колонну из 26-ти немецких танков. Выскакивая на высокой скорости из леса, мотоциклы с красноармейцем, привязанным к коляске спиной к водителю, забрасывали вражеские машины гранатами. Шоссе Клин-Волоколамск оказалось заблокировано сожженными немецкими танками, и мотоциклисты смогли дождаться подкрепления, не дав врагу прорваться в Клин. Правда, и потери полка были огромны – 150 бойцов и 220-ти.

Тем не менее, бойцы мотоциклетных полков в полной мере соответствовали приказу, данному перед войной: «Действия мотоциклетных подразделений должны быть дерзкими, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага». В битве за Сталинград 8-й мотоциклетный полк, оторвавшись от основных сил, в ноябре 1942 года две недели громил тыловые немецкие части. За этот рейд командир полка Петр Белик был удостоен звания Героя Советского Союза.

Мотоциклист - одна из «незнаменитых» военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.