80 лет назад завершилась Курская битва. Победой!
Битва на Курской дуге началась 5 июля 1942 года. «Немецкие танки текут прерывистой широкой лентой. Небо в безраздельной власти немецких пикирующих бомбардировщиков. Пламя и свистящие осколки безбрежным морем заливают все вокруг. Ожесточение боя беспримерно. За несколько часов от двух наших противотанковых полков остались, как говорится, одни номера», - вспоминал очевидец происходящего, член Военного совета 1-й танковой армии Николай Попель.
Не в силах противиться решению Гитлера в любом случае попытаться разгромить Красную Армию летом 1943 года, немецкие военачальники собирались во встречном сражении перемолоть танковые резервы Красной Армии, а затем прорвать фронт и, окружив несколько советских армий, отомстить за Сталинград. «Победа под Курском должна стать факелом для всего мира», - хвастливо заявил командующий 9-й немецкой армией генерал Модель.
Немецкие танки, более тяжелые и неповоротливые обладали толстой броней и мощными орудиями с хорошим прицелом и большой дальностью прямого выстрела. Но «тигров» и особенно «пантер было не так много, и потому немцы, в частности в бою 6 июля 1943 года для создания видимости большого количества танков за каждым «тигром» цепляли 2-3 деревянных макета.
С нашей стороны была своя хитрость: собаки - истребители танков. В составе армии имелось 76 таких четвероногих «бойцов». Только во взводе лейтенанта Лисицина в первые дни боев 16 собаками было подорвано 12 немецких танков - 4 собаки не добрались до вражеских машин, попав под огонь автоматчиков. Также с 1 июля 1943 года вступил в силу приказ Народного Комиссариата Обороны, стимулирующий бойцов Красной Армии на борьбу с немецкими танками: каждому члену танкового экипажа, командиру и наводчику артиллерийского расчета за каждый подбитый немецкий танк полагалась премия 500 рублей, пехотинцу за уничтожение танка гранатами или бутылками с зажигательной смесью – тысяча рублей. Была отменена гибельная установка направлять в пехоту экипажи танков, которые потеряли в бою свои машины - танкисты, действуя в качестве пехотинцев, несли большие потери.
9 июля Гот поставил задачу командиру 2-го танкового корпуса обергруппенфюреру Хаузеру овладеть станцией Прохоровка. 11 июля при поддержке авиации и артиллерии немцы пошли в атаку. «До этого я воевал в Сталинграде, в других местах артиллеристом. Но то, что мне лично пришлось пережить в этот день под Прохоровкой, не имеет никакого сравнения», - вспоминал младший лейтенант Болмосов. В бой пришлось даже бросить 9-й отдельный штрафной батальон Воронежского фронта в количестве 80 человек. К концу дня 11 июля танковой дивизии СС «Лейбштандарт» оставалось пройти до Прохоровки 500 метров. Однако за неделю боев каждый второй танк наступающего под Прохоровкой 2-го корпуса СС вышел из строя. И тогда штаб Воронежского фронта во главе с генералом Ватутиным приказал нанести контрудар. В 10 утра 12 июля танки 5-й Гвардейской армии устремились в атаку.
Несмотря на большие потери, битва под Прохоровкой оказалась успешна. Командующий группой армий «Юг» фельдмаршал Манштейн понял, что взять Курск и окружить советские войска не удастся. К 23 августа Красная Армия продвинулась на запад на 150 километров, освободив Харьков. И оказалось, что отныне немецкая армия может только отступать и ни на какие окружения неспособна. Реванш за Сталинград не состоялся.