80 лет назад началась битва за Москву
80 лет назад, 30 сентября 1941 года ударом соединений правого крыла группы армий «Центр» по левому флангу Брянского фронта началось одно из центральных сражений Великой Отечественной войны - битва за Москву. Общие силы группы армий «Центр» составляли почти 2 миллиона человек. Ни до, ни после сражения под Москвой немецкое командование не концентрировало в одном сражении такой мощи, как в этом рывке к советской столице. Оборона советских 50-й и 13-й армий была прорвана. 3 октября немцы заняли Орел, 6 октября танки Гудериана ворвались в Брянск, танки Гота вышли на окраины Вязьмы. 3-я, 13-я, 50-я, 19-я, 20-я, 24-я и 32-я советские армии частично или полностью попали в окружение. Путь на Москву был открыт. Так казалось.
Все силы были брошены на защиту Москвы. Началось строительство укреплений Можайской линии обороны, Московской зоны обороны. Там и познакомились Матрена Данчевская и Юрий Милеев.
«Во всех организациях Москвы прошла мобилизация на трудовой фронт. На защиту города встало все население Москвы, - вспоминала Матрена Павловна. – Первые комсомольские отряды выехали на строительство оборонительных укреплений под Каширу. Строили лесоповалы, рыли окопы, работали полный световой день. Условия прифронтовые. Самолеты обстреливали нас на бреющем полете. А в это время в городе не хватало топлива – госпитали и детские сады замерзали. Отряды в полном составе выехали на заготовку леса в подмосковные районы. Героизм проявляли комсомольцы на трудовом фронте, но дорогу в военкомат не забыли. Все стремились попасть в действующую армию. Первыми из отряда ушли мальчики – Коля Летников и Юра Милеев».
В 1943 году Матрену возьмут в Центральную женскую школу снайперской подготовки – никто же не знал, что она приписала себе лишний год, чтобы попасть на фронт. «Впереди были месяцы нелегкой учебы, - продолжала Матрена Павловна. – Вся жизнь в школе протекала по строгому распорядку. Личное время – один час. Нас учили не только стрелять, но другим премудростям военного дела: работе связистов, ползать по-пластунски, саперному и медицинскому делу. Через полгода нас отправили на фронт».
Но сначала была еще одна необычная встреча: «Когда мы ехали в вагоне, одна женщина очень просила взять ее, чтобы она доехала до своего села. Я не смогла ей отказать. Уходя, эта женщина протянула мне маленькую иконку Пресвятой Богородицы в металлическом окладе и молитвослов. «Я буду молиться за тебя», - сказала она и, видимо, свое слово сдержала. Я не погибла на войне, вернулась домой обмороженная, после контузии, но живая. А с иконой той с тех пор я никогда не расставалась».
А спустя 5 лет после окончания войны, в военкомате случилась еще одна неожиданная встреча – с Юрой Милеевым, только что демобилизовавшимся из армии, участником Курской битвы и форсирования Днепра, встретившем Победу в Австрии. «Жили-то мы в одном районе! - рассказывала Матрена Павловна. - Узнали друг друга, вспоминали, как лес пилили, как от «мессеров» прятались». А потом были 65 лет совместной жизни в любви и согласии.
Так битва под Москвой накрепко связала судьбы двух людей – Юрия Ивановича и Матрены Павловны, подарив им долгую и счастливую жизнь.