Московская битва

79 лет назад Советский Союз объявил войну Японии

09.08.2024 г.

Решение раз и навсегда покончить с японской угрозой советскому Дальнему Востоку было принято Верховный Главнокомандующим Сталиным уже осенью 1943 года. Как вспоминал американский госсекретарь Хэлл, на банкете в честь участников Конференции министров иностранных дел Объединённых Наций в Москве 30 октября 1943 года Сталин предупредил его, что, после того как удастся разгромить Германию, Советский Союз примет участие в разгроме Японии. На Тегеранской конференции трех союзных в конце ноября 1943 года Сталин дал принципиальное согласие вступить в войну против Японии «через шесть месяцев после завершения войны в Европе». К завершающему дню конференции в Ялте 11 февраля 1945 года этот срок был сокращен вдвое: Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали соглашение о том, что Советский Союз вступит в войну против Японии «через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе».

Рассмотрев различные варианты, Генштаб утвердил направление главного удара - с территории Монгольской Народной Республики в обход японских укрепрайонов по кратчайшему направлению и на столицу Маньчжурии Чанчунь и экономический центр Северо-Восточного Китая Мукден. Перебрасываемые из Германии войска частично сразу же направлялись в Монголию. Постановлением монгольского правительства Красной Армии было выделено более 17 тысяч лошадей и 5 тысяч верблюдов.

 Конечно, это решение Советского Союза не было для Японии неожиданностью. Еще в середине апреля 1945 года сотрудники военного аппарата японского посольства в Москве доносили в Токио: «Ежедневно по Транссибирской магистрали проходит от 12 до 15 железнодорожных составов… В настоящее время вступление Советского Союза в войну с Японией неизбежно. Для переброски около 20 дивизий потребуется приблизительно два месяца». Но Япония не хотела видеть очевидного, и даже в конце июня, выдвигая предложения по урегулированию отношений с СССР, не собиралась возвращать ни Южный Сахалин, ни Курильские острова.

Первоначально перейти в наступление по всему дальневосточному фронту Сталин планировал в ночь с 10 на 11 августа. Однако 7 августа, узнав о намерении США нанести атомный удар по Нагасаки, дату начала войны с Японией сдвинули на два дня.

«Я присутствовал в Москве при разговоре, когда Сталин торопил военачальников как можно скорее начать операции против Японии, иначе она капитулирует перед США и мы не успеем включиться в войну. У Сталина были тогда сомнения, станут ли американцы держать данное ими ранее слово. Думал, что могут и не сдержать», - на склоне лет писал в мемуарах Никита Хрущев.

В пять часов вечера 8 августа 1945 года нарком иностранных дел СССР Молотов вручил японскому послу в Москве ноту советского правительства о том, что с 9 августа «Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».

Как вспоминал командующий 25-й армией 1-го Дальневосточного фронта генерал Чистяков, «в 24 часа 8 августа я приказал все штурмовые отряды в сопровождении проводников-пограничников вывести к границе, а сапёрам проделать проходы в проволочных заграждениях. Госграницу же без разрешения не переходить... Командующий фронтом маршал Мерецков... передал, что в 00.10 9 августа разрешается перейти госграницу и приступить к выполнению задачи...»

 «В 10 часов вечера нас построили и зачитали боевой приказ, в котором говорилось, что японцы, воюя с нашими дедами, применяли различные незаконные методы ведения войны и пришло время нам рассчитаться с ними за все их зверства и злодеяния», - вспоминал помощник начальника взвода артиллерийского полка Михаил Коняхин.

В 00.10 9 августа передовые части войск 36-й армии Забайкальского фронта без артиллерийской и авиационной подготовки перешли государственную границу. Отряды нападения 53-го пограничного отряда, вышедшие на рубежи атаки, приступили к ликвидации пограничных гарнизонов врага: «Отрядами нападения Приморского округа было убито 846 солдат и офицеров противника, 16 взяты в плен. Потери пограничников составили 53 убитыми, 153 ранеными».

На следующий день газета «Забайкальский рабочий» вышла с лозунгом на первой полосе: «Разгромим японо-фашистских империалистов – кровавых поработителей народов Востока».

Война с Японией началась.