72 года назад завершился суд над японскими военными преступниками
12 ноября 1948 года в Ичигайском дворце в Токио, где ранее располагался штаб Императорской японской армии, завершил работу Международный военный трибунал для Дальнего Востока. В течение 949 заседаний судьи, представлявшие страны, участвовавшие в войне с японскими захватчиками – СССР, США, Великобританию, Францию, Голландию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию и Филиппины, рассмотрев более пяти тысяч документальных и свидетельских показаний и заслушав 419 свидетелей приговорили участника боев на Халкин-Голе и озере Хасан, командующего 12-м фронтом генерара Кэндзи Доихару, начальника штаба Центрально-Китайской экспедиционной японской армии, чьи части также принимали участие в сражении на Халкин-голе, командующего 7-й армией генерала Сэйсиро Итагаки, участника интервенции против Советской России, командующего Бирманским фронтом генерал Хэйтаро Кимуру, участника русско-японской войны и интервенции против Советской России, бывшего командующего Центральным фронтом в Китае генерала Иванэ Мацуи, командующего войсками на острове Суматра, где, в частности, японским солдатам было разрешено людоедство в отношении военнопленных, генерала Акира Муто, бывшего министра иностранных дел Коки Хирота, способствовавшего заключению союза с Гитлером и Муссолини, и премьер-министра генерала Хидэки Тодзио, в середине 1930-х годов в штабе Квантунской армии отвечавшего за подготовку боевых действий против СССР, к смертной казни через повешение. Еще 15 обвиняемых были осуждены на пожизненное заключение.
Среди других преступлений – указание штаба военной полиции на острове Формоза «уничтожать всех до единого военнопленных путем бомбежки, отравления ядовитыми дымами, ядами, утопления или обезглавливания, когда побеги пленных из лагеря могут привести к созданию враждебных боевых отрядов», казнь 112-ти пленных летчиков летом 1945 года, сожжение живьем трех летчиков в китайском городе Ханькоу в декабре 1944 года, обезглавливание двух пленных американских летчиков на филиппинском острове Себу в марте 1945 года, потопление 9-ти советских торговых судов. К примеру, «Майкоп» и «Перекоп» были расстреляны большими группами японских самолетов в дневное время при хорошей видимости, когда нельзя было ошибиться в национальной принадлежности пароходов.
Для уничтожения генофонда местного населения на оккупированной территории Китая японские власти всячески поддерживали разведение опиумосодержащего мака, причем «те, кто выращивает мак на участке больше 5 му (около 40 соток)», освобождались от военной службы, а «те, кто выращивает мак на участке больше чем 50 му» назначались старейшинами деревни. Только в Пекине имелось 247 разрешенных опиумных курилен и более 100 тысяч наркоманов. Конечно же японским гражданам употреблять опиум, морфий и героин строго запрещалось.
Всего в ходе дальнейших судебных процессов, прошедших в Иокогаме, Сингапуре, Маниле, Хабаровске и ряде других городов, к смертной казни были приговорены 937 японских военных преступников, к пожизненному заключению – 358, к другим наказаниям – более 3 тысяч.