Московская битва

50 лучших советских и российских фильмов о войне. Часть IV.

05.05.2020 г.

50 лучших советских и российских фильмов о Великой Отечественной войне. Часть четверная. 1990-е и последующие годы.

За последние 75 лет в СССР и России снято более 600 фильмов о Великой Отечественной войне. И это нельзя списать на один госзаказ. Но можно объяснить потребностью коллективной народной памяти вновь и вновь возвращаться к самому значительному событию в истории нашей страны. Затронувшему каждую семью и оставившему глубокий след и незаживающую рану еще на десятки лет.  Пока живет память. Представленные здесь фильмы - лишь капля в море тех, что были и будут. Мы ограничились круглой цифрой 50, отобрав лучшие, на наш взгляд, картины. Которых, конечно же, значительно больше.

 

 

«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ» (2010, реж. А. Котт)

Сражение в окруженной крепости, принявшей первый удар врага глазами воспитанника полкового оркестра Саши Акимова, для которого ее герои навечно останутся живы. Один из последних фильмов-наследников военных киноисполинов советской эпохи. Картина визуально и сценарно совершенна, и не ее вина, что раньше подобного добивались куда меньшими усилиями. После распада СССР - лучший масштабный российский фильм о войне.

 

«В АВГУСТЕ 44-го» (2001, реж. М.Пташук)

Картина о том, что контрразведчики во время войны не только окопных диссидентов, как думают многие, но и матерых шпионов, и чего им это стоило. Конечно, фильм не смог сравниться с великой книгой Владимира Богомолова «Момент истины», но попытка вышла зачетной. За атмосферу прифронтовых буден, страх в глазах одних и презрение других при виде корочек «смершевца», и показ тяжелой и самоотверженной работы рядовых бойцов «невидимого фронта», делающих нужное стране дело.

 

«ГЕНЕРАЛ» (1992, реж. И. Николаев)

«Горбатова могила исправит», - сказал Сталин о генерале Горбатове, который отсидел на Колыме, но так и не утратил привычку говорить то, что думает, и делать то, что говорит. И потому Горбатов дослужился лишь до командарма, хотя по признанию маршала Жукова мог командовать фронтом. Едва ли не лучшая отечественная картина о судьбе военачальника на войне, снятая режиссёром-фронтовиком, дошедшим до Берлина.

 

«ЗВЕЗДА» (2001, реж. Н. Лебедев)

Фильм о последнем разведрейде за линию фронта группы капитана Травкина, ценой своей жизни выполнившего, казалось бы, мелкую локальную задачу. Однако из этих мелких побед и слагалась наша общая большая Победа. Лучший фильм о фронтовых разведчиках, снятый по повести театрального юноши Эммануила Казакевича, в войну прошедшего путь от рядового до помощника начальника разведки армии.

 

«ПЕРЕВОДЧИК» (2013, реж. А. Прошкин)

Сериал о скромном учителе химии из Таганрога, попавшем в мясорубку морального выбора после прихода немцев. Что важнее – спасти свою семью или Родину? Хотя Родину-то должны солдаты спасать, а не хромые учителя, по этой же самой причине не взятые в армию, Но приходит момент, когда оказывается, что выбора нет, а есть только один правильный путь, и свернуть с него невозможно.

 

 «ПОЛУМГЛА» (2005, реж. А. Антонов)

В деревню Полумгла для строительства аэровышки прибывает отряд пленных немцев под командованием контуженного лейтенанта Анохина, который позволяет ее жителям проявить лучшие качества русского человека. Вот только контузия не только у лейтенанта. Простой и красивый фильм с шокирующим финалом получил приз «за умение рассказать о жестокостях войны, не впадая в патетику или очернение», и провалился в прокате. Что не мешает ему оставаться одним из лучших фильмов о войне, снятых в России в этом веке.

 

«СВОИ» (2004, реж. Д. Месхиев)

Рассказ о том, как три окруженца - политрук, чекист и Иванушка-рядовой, сам из местных, за чудом ходили. А чудом в условиях первых поражений 1941 года было одно – выжить и к своим добраться. Одни из лучших киноролей Константина Хабенского, Сергея Гармаша, а также Федора Бондарчука, убедительно сыгравшего отщепенца-предателя.

 

«Я - РУССКИЙ СОЛДАТ» (1995, реж. А. Малюков)

Когда все вокруг чувствуют себя проигравшими и бегут сдаваться, должен быть кто-то, кто будет сопротивляться вопреки всему. Как лейтенант Плужников из повести Бориса Васильева «В списках не значился» в постановке автора единственного в истории отечественного кино фантастического фильма на тему Великой Отечественной войны «Мы из будущего» Андрея Малюкова. Только там была сказка. А тут правда. И если бы не десятки и сотни тысяч таких Плужниковых, не было бы Победы.