Московская битва

19 апреля. День памяти жертв нацизма

19.04.2023 г.

Впервые понятие геноцида было использовано в 1944 году в книге уроженца Гродненской губернии юриста Рафаэля Лемкина «Правление государств «оси» в оккупированной Европе», которое сам Лемкин и придумал, соединив греческое слово «genos» - «род», «племя», с латинским «caedo» - «убивать». Лемкин писал, что преступления такого типа не только ущемляют права человека и ставят под угрозу существование определенной группы, но и подрывают общественный порядок и угрожают прогрессу человечества, потому что приводят к потерям для всей человеческой цивилизации. Преступлениями признавались не только убийство, но и предумышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение людей по национальному или какому-либо иному признаку.

Преступления немецких оккупантов на территории Советского Союза подпадают под это определение и собраны в массивные серые фолианты – серию книг «Без срока давности» выпущенных под редакцией историков Елены Малышевой и Елены Цунаевой. Тысячи страниц документов, тысячи страниц горя, обрушившегося на наш народ в годы войны. Кровь стынет в жилах от бесконечного перечисления зверств нацистских карателей, не жалевших ни стариков, ни женщин, ни детей. В деревне Кресты Смоленской области 27 января 1942 года на глаза матери у двухлетней Варвары изверги отрезали уши и выкололи ножом глаза, а 16-летней Лидии разрубили нос и вырезали язык, после чего убили их мать и еще двух дочерей. В поселке Волосово Ленинградской области оккупанты схватили 8 ребят и выкачали у них всю кровь для переливания своим офицерам. В Воронеже при угоне населения в Германию двухлетний ребенок стал просить кушать. Когда его мать остановилась и сказала, что не может идти потому что ей надо покормить сына, немецкий офицер схватил ребенка и ударил его о мостовую, после чего шашкой разрубил на куски.

В Новом Осколе Белгородской области венгерские пособники нацистов зимой 1943 года развлекались тем, что вывели на лед более сотни мирных советских граждан, крикнули «разбегайтесь» и стали расстреливать их из автоматов. Затем убитых и раненых сбросили в прорубь, а оставшихся в живых заставили снова разбегаться и уворачиваться от пуль. Так продолжалось несколько раз, пока не были убиты все. Лед на реке был красным от крови.

12 февраля 1944 года в лесу у деревни Стрешнево немецкими карателями была обнаружена прятавшаяся от них семья Грохоловых – 3 женщины и десятилетняя девочка. Позднее медицинским освидетельствованием было установлено, что у всех пробиты головы тупым оружием, а у 10-летней Веры, кроме того, оказалась отрубленной по бедро правая нога.

В Ростове-на-Дону советских граждан умервщляли в специальных машинах-душегубках. Людей раздевали догола, заталкивали в крытый кузов по 50 человек и пускали газ. На северной окраине города был устроен тир, где каратели тренировались в бросании боевых гранат по живым людям.

В селе Озрек Кабардино-Балкарской АССР немцы заехали во двор 70-летней гражданки Екаевой и стали забирать кур. Когда старушка бросилась защищать свою живность, немцы облили ее бензином и подожгли, после чего забрали кур и уехали.

В июле 1942 года в Воронежской области был казнен председатель колхоза имени Буденного Семен Алехин. Ему выкололи глаза, отрезали нос и уши, и заставили мучиться 3 часа на глазах у всех жителей деревни, после чего распороли ножом живот и застрелили. Причиной казни послужило то, что Алехин был в красноармейской гимнастерке, оставленной ему сыном.

 

Но даже среди всего царящего на оккупированной врагами территории нечеловеческого ужаса и неприкрытого террора находилось место подлинному мужеству и героизму. Несмотря на то, что за сокрытие лиц еврейской национальности полагался расстрел, Шамаил Конакович и Фердаус Дагировна Халамлиевы из селения Теберда Карачаево-Черкессии сами предложили убежище и укрыли от нацистов молодых девушек Фаину, Брониславу и Лину Гейдеман, хотя тем самым они подвергали смертельной опасности не только свои жизни, но и жизнь 11 своих детей. Соседи знали о том, что Халамлиевы укрывают евреев, но их никто не выдал. В 1994 году Шамаил и Фердаус Халамлиевы и их сыновья Мухтар и Султан израильским Центром по увековечиванию памяти героев и жертв Холокоста были удостоены звания «Праведники народов мира», став единственной на сегодняшний день мусульманской семьей на территории России, чьи имена указаны на мемориальном комплексе на Горе Памяти в Иерусалиме.