Степан Иванович Мазко
Рассказ родственника Дениса Толкачева
Духовно-нравственное воспитание, на основе исторического прошлого нашего народа, всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентации, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Величайшим примером такого воспитания является поведение простых советских людей в период Великой Отечественной войны. Именно с таких жизненных уроков начинается нравственное самоопределение и становление самосознания гражданина, систематическое духовно-нравственное воспитание личности.
Мой прадед – Мазко Иван Кузьмич: (1892-1937), уроженец села Кудровка Сосненского уезда Черниговской губернии, Украина. Украинец, образование начальное, плотник, кузнец колхоза «Свобода», честный и трудолюбивый человеком. На его долю пришлось много испытаний – раскулачивание, арест, расстрел.
Моей бабушке Мазко Анне Ивановне в день расстрела было четыре дня с момента рождения. На всю жизнь она осталась ребенком, который не видел и не знал, что такое отцовская любовь. Реабилитирован был прадед только 20 марта 1989 года областной прокуратурой Северо-Казахстанской области, Указ Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1989 года.
Духовно-нравственный урок моей семейной истории заключается в том, что сын прадеда – Мазко Степан Иванович в 1942 году был призван Булаевским районным военным комиссариатом в ряды советской армии. В 1943 году во время боевых действий на Калининском фронте за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга был награжден медалью "За Отвагу". В январе 1944 года, находясь на фронте, сержант, пулеметчик воинской части № 28625 Мазко С.И. погиб, отдав свою жизнь за Родину, а не за государственную систему, которая уничтожила его отца. Великий Иван Ильин говорил: «Жить стоит только тем, за что стоит бороться и умереть». Степан Иванович понимал, за что он сражается на этой Войне, и прекрасно знал, что в любую минуту отдаст свою жизнь за свободное будущее своего Отечества.
Данная семейная история, о которой я сам узнал только в 2004 году, будучи студентом исторического факультета, является гражданским уроком потомкам, нравственный подвиг человека, который не стал на войне предателем, дезертиром, а в каждом своем письме с фронта приближал победу над врагом его Родины. Это образец высокого уровня духовно-нравственного воспитания и соборности сознания человека, которое позволило понять, что конкретную тоталитарную систему не стоит отождествлять с понятием Отчизна. И когда твоей Родине угрожает фатальная опасность, ненависть и обиды должны отойди на второй план, возобладать духовные принципы. Меняются политические режимы, но поменять свою Родину, место, где родился и вырос, невозможно. Родина одна и навсегда. Единство собственной судьбы и Родины являлось аксиомой для Мазко С.И.
Это лишь один пример поведения отдельного советского человека во время Великой Отечественной войны. А таких примеров в то время было миллионы.
Сегодня задача воспитателей, учителей, родителей в рамках духовно-нравственного воспитания, на примере таких высоких нравственных подвигов отдельно взятого человека, воспитывать духовные начала молодого поколения россиян.
Обращение школьников к опыту исторической преемственности поколений в настоящее время, когда идет поиск духовного восстановления России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в воспитательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это еще раз доказывает особую значимость и актуальность сохранения событий Великой Отечественной войны в памяти наших потомков.