Московская битва

«ЗВЕЗДА» (1949)

Чем дальше уходят от нас военные годы, тем труднее воспроизвести атмосферу того незабываемого времени. В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, на которых воспитывалось несколько поколений наших бабушек и дедушек, пап и мам. Фильмах, ставших нашей историей. Нашим «золотым запасом» на все времена.

Если верить сержанту Мамочкину, все разведчики попадают в рай. Обычно так и заканчивается эта древняя игра меж человеком и смертью. И, казалось бы, откуда об этом знать поэту и театралу Эмке Казакевичу, у которого очки на носу, корочки внештатного автора «Тихоокеанского комсомольца» и десять классов образования до войны на лбу написаны? Но началась война и бывший завлит Биробиджанского театра попал сначала в писательскую роту народного ополчения, а потом изгибом судьбы прямиком в разведку, где и прошёл путь от рядового до капитана и помначальника разведки армии. Познав секреты разведчицкого мастерства, Эммануил Казакевич оформил свои фронтовые воспоминания в художественную форму и получилась библия фронтового разведчика – повесть «Звезда», с ходу получившая Сталинскую премию по литературе за 1947 год. Двумя годами позже режиссёр Иванов, изрядно перетряхнув повесть, выкинул оттуда всю прозу жизни, добавил по партийной линии и сделал одноименный фильм, награжденный Премией Мира на кинофестивале в чешских Марианских Лазнях и запрещенный в СССР с формулировкой «действия советских разведчиков в фильме не всегда находятся в полном соответствии с требованиями боевого устава». Тогдашний устав советского кинопроизводства требовал от героев оставаться живыми, а взвод лейтенанта Травкина в повести полёг в глубоком тылу противника весь. Мучения режиссёра Иванова завершились доснятым открытым финалом, в котором разведчики то ли оживают, то ли нет, и смертью товарища Сталина, после чего в сентябре 1953 года фильм вышел на экраны, став одним из лидеров советского кинопроката тех лет. Популярности кинокартины добавили всенародно любимые артисты – лауреат трёх Сталинских премий Василий Меркурьев в роли старшины Аниканова, Николай Крючков, сыгравший бывшего портового грузчика Мамочкина, чья героическая гибель в финале, скорее всего, и способствовала запрету фильма, и одна из талантливейших актрис тогдашнего отечественного кино Ирина Радченко, воплотившая на экране радистку Катю Симакову, безнадёжно влюблённую в лейтенанта Травкина, которого Казакевич в хорошем смысле этого слова «списал» с лермонтовского Печорина. И не случайно и сыгравший Травкина Анатолий Вержбицкий впоследствии прославится в экранизации «Княжны Мери», и Игорь Петренко, который станет лейтенантом Травкиным в современной экранизации «Звезды», осуществлённой режиссёром Николаем Лебедевым, затем также будет приглашён на роль Печорина в нынешней телеверсии «Героя нашего времени».

Обе «Звезды» – и 1949 года, и 2002-го, по-своему хороши, и обе сверкают лишь отдельными гранями великой повести о разведчиках на войне, задуманной капитаном Казакевичем в его боевых разведрейдах за линию фронта. Там разведчик, по словам Казакевича «отрешается от житейской суеты, ни принадлежит не себе, ни своим начальникам, и полагается отныне только на себя, срастаясь с полями, лесами, оврагами и становясь духом этих пространств, в глубине своего мозга вынашивающим одну мысль: свою задачу».

А задача тогда была на всех одна – Победа. И поскольку она пришла, значит, разведчики со своей задачей справились.