Московская битва

"ВАРЕЖКИ" (1942)

77 лет назад, 27 января 1944 года была окончательно снята фашистская блокада Ленинграда. 872 дня жители города провели во вражеском кольце. Только один художественный фильм был снят за это время в Ленинграде, который по праву считается «блокадным фильмом», хотя и посвящен сугубо мирной лирической теме – присланной из тыла посылке, в которой девушка просила вручить связанные ею варежки самому храброму солдату. Основой фильма послужила заметка в газете «Ленинградская правда». Ею заинтересовалось политуправление Балтийского флота. В конце января 1942 года балтийцы обратились за содействием на киностудию «Ленфильм», и вскоре закипела работа над кинокартиной «Варежки» - тем самым единственным игровым фильмом, снятом в блокадном Ленинграде.

«К этому времени «Ленфильм» находился в плачевном состоянии, - вспоминал кинооператор Вячеслав Горданов. – Он был запущен, грязен, разбит. В нем было темно, холодно и страшно. В пятом ателье лежали трупы, груды снега и мусора загромождали проходы, изголодавшие люди бродили как тени. И все-таки, несмотря на лишения, у этих изголодавшихся, измученных людей ни на минуту не умолкало чувство отвественности и долга». Режиссеры Павел Арманд и Натан Любшиц принялись собирать киногруппу. На одну из ролей был приглашен Борис Горин-Горяинов, в 1911 году еще снимавшийся в первом русском полнометражном фильме «Оборона Севастополя». Роли моряков исполнили настоящие матросы Ладожской флотилии, причем возникла трудность со сценами немецких солдат – никто не хотел сниматься в роли врага или пленного фашиста, это считалось позором. Умер от истощения художник-постановщик фильма Семен Мейнкин, в результате бомбежки погибли директор фильма Шумов и водитель Матищук. И все-таки 17 марта начался съемочный период, продолжавшийся до 4 мая.

Сами съемки происходили на берегу Ладожского озера в бухте Морье на базе дивизиона канонерских лодок. «Мы сразу же приступили к работе, - писал кинооператор Горданов. – У нас у всех уже был сильнейший авитаминоз, опухли и очень болели суставы. Но утром мы вставали, завтракали и шли на съемку. Это значило, что надо было в сильный, иногда даже очень сильный мороз, часто при резком ветре, пройти несколько километров сначала по ледяному полю, затем по столь же открытому берегу и только под конец по лесной дороге, где находился дот, возле которого и должны были разворачиваться главные события картины. Никакого укрытия не было, все время приходилось быть на открытом, очень морозном воздухе. Мы старались работать как можно интенсивнее, но все-таки мы были слабы и у многих сильные вспышки авитаминоза брали свое, и тогда судовые врачи укладывали на несколько дней в постель. Особенно трудно было исполнителю главной роли Владимиру Чеснокову, впоследствии Народному артисту СССР, так как в ряде сцен ему приходилось сниматься в одной тельняшке».

Несколько сцен были сняты в Ленинграде, правда, из-за ограничения в подаче электроэнергии, весьма короткие. Музыка к фильму, сочиненная режиссером Армандом, затем неоднократно транслировалась по радио. По окончанию монтажа 1 сентября 1942 года готовый фильм был отправлен для сдачи в Москву в Комитет по кинематографии, и вскоре с успехом демонстрировался в подразделениях Ленинградского фронта.

«Фильм «Варежки», казалось бы, ничем не отличается от многочисленных короткометражек, которые вышли на экран в первые годы войны. Но есть в титрах его одна надпись, которая сразу меняет отношение к фильму и людям, его создавшим: Ленинград. Март-май 1942 года. Эта надпись - свидетельство гражданского подвига ленинградских кинематографистов, в первую, самую страшную зиму блокады подготовивших и поставивших художественный фильм», - констатировал один из старейших киноведов России Яков Бутовский. Кстати, в суровом 1943 году ленинградцы ходили в кино 11 миллионов раз – в городе работало до полусотни кинотеатров и кинопередвижек. Кино продолжало оставаться важнейшим и любимейшим из искусств.

 

На фото: Вячеслав Горданов на съемке фильма «Варежки»