Московская битва

"ОТРЯД СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" (1987)

В каждой уважающей себя стране есть свой Джеймс Бонд. Рыцарь плаща и кинжала без страха и упрека, которого обожают женщины и ненавидят враги, а начальство тихо проклинает за самоуправство, но втайне гордится за его геройство всем смертям назло. В стране скучных администраторов США - это создатель боровшегося с нацистами Управления стратегических служб Аллен Даллес, в Англии - сэр Лоуренс Аравийский, в Германии - Отто Скорцени, которого после войны даже не зачислили в преступники, в Польше - лейтенант Клосс из сериала «Ставка больше чем жизнь», а у нас Рихард Зорге и Николай Кузнецов по кличке «Пух», подвиги которого были прославлены в 1987 году режиссером Георгием Кузнецовым в телесериале «Отряд специального назначения».

И что особенно важно, что Николай Кузнецов, отлично сыгранный Александром Михайловым, здесь показан не суперменом, а обычным человеком, правда, чуть более храбрым и выдержанным, чем другие. Конечно, он боялся, идя на задание по устранению гауляйтера Украины Коха, который принимал посетителей только в присутствии трех охранников и овчарок, где каждое движение контролировалось пятью парами глаз. Причем охранники – подлинный отчет был рассекречен спустя несколько лет после выхода фильма - сидели не позади Коха, а между ним и посетителем, «и как зачарованные смотрели на мои руки», - писал Кузнецов, так что выполнить задание не было никакой возможности. Конечно он ошибался, застрелив на улице столицы рейхскомиссариата Украина городе Ровно одного изверга вместо другого. «Что же, мне документы у них спрашивать?» - расстроился разведчик и, действительно, перед тем, как в следующий раз покарать еще одного злодея, спросил у того фамилию, чтобы не ошибиться. Конечно, не Кузнецов предотвратил покушение на глав стран антигитлеровской коалиции в Тегеране осенью 1943 года, как это долгие годы пытались представить в околоисторической литературе. Он лишь каким-то окольным путем, косвенно - и это показано в фильме - поспособствовал тому, чтобы советская разведка чуть больше узнала о намерениях врага. И, конечно, гибель «Пуха» от рук бандеровцев, реконструировать которую попытались авторы фильма, теперь уже, наверное, останется загадкой навсегда.

Как навсегда останется с нами образ человека, практически в одиночку показавшего оккупантам, окопавшимся, как им казалось, в глубоком и безопасном тылу, что масленицы котам не будет. Даже если сами вы милые и пушистые, и лично никого не расстреливали, и даже приказов таких не отдавали, поскольку всего лишь лечили тех, кто расстреливал, охраняли тех, кто расстреливал, и создавали им прочие комфортные условия для убийства мирных и неповинных жителей. Для таких у нас есть Николай Кузнецов. Герой Советского Союза. Из отряда специального назначения.

Прошу любить и жаловать.