80-летию Сталинградской битвы

"БИТВА ЗА МОСКВУ" (1985)

«Болезнь – это наступление микробов, как и война, со своим кризисом. Если кризис миновал, и вы живы, переходите в контрнаступление и бейте врагов лекарствами и пилюлями», - советовал Сталин приболевшему гриппом начальнику Генерального штаба маршалу Шапошникову. Об этом самом «кризисе» - самом тяжелом периоде Великой Отечественной войны снял свою картину кавалер ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени и медали «За боевые заслуги» Юрий Озеров, в 1939 году призванный в армию рядовым и окончивший ее под Кенигсбергом в звании майора. Получив после Победы диплом режиссера, Юрий Николаевич стал постановщиком самой масштабной в отечественной истории киноэпопеи «Освобождение», охватывающей период с битвы на Курской дуге до взятия Берлина, а затем снова вернулся в 1941 год, сняв последнее в СССР грандиозное кинополотно о войне.

В отличие от «Освобождения» здесь нет ни одного выдуманного киноперсонажа – все герои имеют своих реальных прототипов. В будущем, когда школьники, наверное, окончательно разучатся читать, разбив «Битву за Москву» на минутные ролики для «ТикТока», по ним будут изучать начальный период истории Великой Отечественной войны – до того документального четко и качественно Озеров проследил все ключевые моменты 1941 года - от вторжения нацистских полчищ на нашу землю до контрнаступления Красной Армии под Москвой. В фильме нашли отражение героический подвиг политрука Клочкова и героя Бородино, командира 32-й стрелковой дивизии полковника Полосухина, советских разведчиков Рихарда Зорге и Ильзе Штебе, генералов Панфилова и Доватора, полководцев Жукова и Рокоссовского, не уж говоря о Зое Космодемьянской в исполнении Ирины Шмелевой – многие считают образ, созданный в этом фильме, лучшим из того, что было снято о подвиге Зои. И, кажется, уже никто не сможет вновь повторить легендарный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, как это ради своего фильма удалось Озерову. Не говоря уж о массовке в 5 тысяч человек, промышленных запасах использованной пиротехники, десятках единиц боевой техники и настоящих, а не нарисованных, как теперь, авиаатаках – даже если вместо натуральных «Мессершмиттов» и «Хейнкелей», летающих экземпляров которых на «Мосфильме» уже не осталось, использовались чешские учебно-тренировочные «Моравы» и «Злины». И хотя невозможно объять необъятное и рассказать о первых месяцах войны всё – на это и триста лет неустанных трудов литераторов и кинематографистов не хватит, но Юрию Озерову в своей пятичасовой эпопее практически удалось приблизиться к идеалу, и даже главнокомандующий Сталин, по любому вопросу советующийся с генералом Жуковым, чего, конечно, не было в действительности, не портят картину.

И сегодня, в дни празднования 80-летия битвы под Москвой, когда мы вновь вспоминаем все те трудности и неудачи, которые преследовали нашу армию в первые недели и месяцы войны, и, наперекор всему, последовавший за ними разгром вражеских полчищ, можно еще раз процитировать слова одного из героев этого эпического фильма: «Мы свою Победу выстрадали честно».