«ПОКА ФРОНТ В ОБОРОНЕ» (1964)
Картина «Пока фронт в обороне», снятая режиссером Юлием Файтом по давним, 1943 года рассказам известного писателя Юрия Нагибина – это история взросления юного политрука Русанова, который зимой 1942 года в неглубоком ленинградском тылу пишет статьи для агитационных радиопередвижек, мучается от того, что не знает ничего полезного для фронта, кроме немецкого языка, и ничего не умеет – ни стрелять, ни держать в чистоте оружие, ни передвигаться ползком под обстрелом, за что презираем повидавшими всякого фронтовиками. Но попав на передовую и увидев грубую прозу жизни, Русанов понял, что и здесь главное – остаться человеком: защищать девушку от пьяных приставаний, отстаивать правду и не врать, жалеть людей и честно делать свое дело, даже если ради этого приходится не жалеть себя. И ушедший добровольцем на войну Юрий Нагибин, попав в отдел пропаганды Волховского фронта спецкором агитационной газеты «Soldaten-Front-Zeitung» и на себе узнав, почем фунт лиха, что «на войне глупость взаимна, как вежливость в парикмахерской» и что «всё движется между двух полюсов: расхлябанностью и ужасным, невероятным трудом, никому другому, кроме русского человека, неподсильным», вылечился от тяжелого ранения от сброшенной вражеской авиабомбы и описал увиденное и прочувствованное в своих зарисовках о войне, ставших основой этого незаслуженно забытого и удивительно светлого фильма.
Здесь сыграли одну из лучших своих ролей Светлана Светличная и Александр Демьяненко, еще не раздавленные бетонной сваей славы, обрушившихся на них после «Бриллиантовой руки» и похождений Шурика, здесь впервые в советском кино показан удивительно достоверный образ контуженного своим страхом дезертира-самострела, здесь необыкновенно красивы смертельно уставшие от военных будней солдаты - «русский человек прекрасен на войне, потому что смерть рождает у него не страх, а покорную грусть и старинное «не поминайте лихом», записал в своем дневнике Юрий Нагибин.
В результате фильм получил вторую прокатную категорию и запрет на показ в армейских частях. «Солдаты у вас какие-то неухоженные. И строем не ходят. Нельзя показывать армию с такой стороны!», – решил начальник главка игровых картин Госкино СССР Егоров. Слишком уж неприкрытая правда просвечивала в этих буднях войны, пока фронт пребывал в обороне.
«Не прикрывайте меня, я не амбразура», – как сказала героиня Светланы Светличной связистка Катя пытавшемуся заступиться за нее офицеру.
«Кому нужна ваша правда, если она мешает нам жить?», - ответил начальник Главного Политуправления Советской Армии генерал Епишев, правда, по поводу совсем другого фильма.
Нам всем. Нам и нужна.